Flash-семинар "Организация проектной деятельности по истории в МБОУ Бобровская СОШ №2"


Титаренко Людмила Алексеевна
МБОУ  Бобровская СОШ № 2
Организация проектной деятельности по истории.
Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса.
Те учителя, которые не первый год используют в своей работе метод проектирования, согласятся, что проектная деятельность — это интересно! Почему?
Во-первых, потому, что в процессе проектной деятельности формируются различные ключевые компетенции, а также система ценностных ориентаций учащихся и готовность реализовать их в необходимой ситуации.
Во-вторых, формируется активная самостоятельная и инициативная позиция учащихся в учебном процессе.
В-третьих, проектная деятельность нацелена на развитие познавательного интереса учащихся, дает им возможность делать самостоятельный выбор.
В-четвертых, реализуется принцип связи обучения с жизнью.
Проекты в классическом понимании предполагают большой объем времени и усилий, как со стороны учителя, так и со стороны ученика.
Чтобы внедрить метод проектов в свою работу мне пришлось изучить литературу по данному вопросу. В результате я выяснила, что существуют различные классификации проектов. Так, меня заинтересовала работа  Евгении Семёновны  Полат, которая предлагает пять основных критериев, по которым различают типы проектов:
По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:
          исследовательские,
          творческие,
          ролево-игровые,
          информационные,
          практико-ориентированные (прикладные).
По признаку предметно-содержательной области:
          монопроекты,
          межпредметные проекты.
По характеру контактов:
          внутренние или региональные,
          международные.
 По количеству участников проекта:
          индивидуальные,
          парные,
          групповые.
 По продолжительности проекта:
          краткосрочные,
          средней продолжительности,
          долгосрочные.
 По результатам:
          доклад, альбом, сборник, каталог, альманах;
          макет, схема, план-карта;
          видеофильм;
          выставка; и др.

Структура учебного проекта
Кратко и содержательно, на мой взгляд,  определил структуру проекта  И. С. Сергеев в методическом пособии «Как организовать проектную деятельность учащихся».
Проект — это «пять «П»»:
          Проблема (постановка проблемы, компоненты которой требуют решения).
          Проектирование (планирование деятель нести).
          Поиск информации (сбор, систематизация, структурирование информации).
          Продукт (изготовление, оформление продукта).
          Презентация (выбор формы, подготовка и презентация, а также самооценка и самоанализ).
Шестое «П» проекта — его Портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, промежуточные отчеты и другое.
Важным и ответственным моментом является организация работы над проектом. В своей работе я использую следующую структуру:
I.            Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами):
1.         высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов;
2.         обсуждение возникших идей;
3.         перечисление интересующих учащихся тем проектов;
4.         формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.
II.                 Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):
1.         уточнение намеченной цели и задач;
2.         поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;
3.         обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т. д.);
4.         интерпретация данных;
5.         сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.
III.              Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):
1.         систематизация полученных данных;
2.         построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т. д.).
IV.                 Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):
1.         осмысление полученных данных и способов достижения результата;
2.         обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, города, области, страны).

Роль учителя в проектной деятельности велика.
И с этим  вряд ли кто поспорит.
Ведь именно учитель в работе над проектом:
          помогает ученикам в поиске нужных источников информации;
          сам является источником;
          координирует весь процесс;
          поощряет учеников;
          поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
На практике учитель из носителя готовых знаний  превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.
Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребенку.
Меняется и психологический климат на уроке. Преподаватель  становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.
Роль обучающихся в проектной деятельности.
Я убеждена в том, что проектная деятельность учащихся — одна из важнейших составляющих образовательного процесса. В ходе выполнения проектных заданий учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс на основе методики сотрудничества. Он погружен в процесс выполнения творческого задания, а вместе с ним и в процесс получения новых и закрепления старых знаний по предмету, в рамках которого и проводится проект.
Кроме того, ученик вместе с учителем выполняет собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, он овладевает новыми знаниями.

Применение проективной методики на уроках истории и в процессе внеклассной работы очень перспективно, так как позволяет решить ряд важных образовательных задач: выдвигать темы проектов, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы, приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения работы. Опыт, приобретаемый в процессе проектной деятельности, базируется на интересах учащихся.
В полном объеме данная методика может быть применена в основном в старших классах и во внеучебное время.
Мною были разработаны критерии оценивания проектно-исследовательских работ
гуманитарной направленности, которыми пользуются учителя нашей школы:
     1. Конкретность формулировки темы, четкость в постановке целей и задач исследования, определенность ожидаемых результатов, грамотное планирование  этапов и программы исследования.   (0-10 баллов).
     2. Логичность составления плана исследования и полнота раскрытия темы. (0-10 баллов) .
     3. Творчество и наличие аргументированной точки зрения автора. (0-10 баллов) .
     4. Актуальность исследования. Определение объектной области, объекта  и предмета исследования. (0-10 баллов).
     5.Отражение в работе историографии рассматриваемого вопроса, отечественного и зарубежного опыта по рассматриваемой проблеме. (0-10 баллов).
     6. Научный аппарат исследования, наличие гипотезы и её представление, отражение в выводах работы.  Соответствие целей  и задач исследования полученным результатам  (0-10 баллов).
     7. Способность к ведению дискуссии по вопросам, затронутым в исследовании, и наличие глубоких,  обоснованных выводов в работе. (0-10 баллов).
    8. Культура речи и ответы на вопросы. Научный стиль изложения, литературный язык работы. (0-10 баллов).
    9. Качество электронной версии и презентации. (0-10 баллов).
  10. Соответствие оформления работы ГОСТу:  объем, размещение текста на странице, правильность оформления библиографического аппарата (цитаты, ссылки, сноски), правильность оформления списка литературы, правильность оформления таблиц, диаграмм, приложений. (0-10 баллов).

ПЕРЕВОД  В ОЦЕНКУ
100 – 80 – «5»
80 – 60 – «4»
60 – 50 – «3»

Наши результаты в проектной деятельности:
          За последние годы технология проектного обучения стала активно осваиваться учителями нашей школы. Анализируя опыт использования метода проектов на уроках истории, выделяем ряд особенностей, характерных для этого предмета. Основное предпочтение  мы отдаём истории России, краеведению, истории своей семьи.
В своей педагогической практике на уроках истории я чаще всего использую такие типы проектов, как прикладные, информационные, игровые, исследовательские, творческие. Тип проекта зависит от возраста учащихся и темы.
Так некоторые проекты получились исходя из хобби и увлечений  детей:                                                                
«Танки Победы»,  «Германские танки времен Великой Отечественной войны»  появились из занятий  ученика моделированием танков из пластика;
«Русская обереговая кукла»   из любви и интереса к русским традициям;
«Кошка в истории человечества» из любви к домашним питомцам;
«Народные художественные промыслы»    из     занятий ученицы  художественной  росписью по дереву.      
При подготовке к празднованию Великой Победы у нас с ребятами появились следующие проекты:  «Великая Отечественная война в произведениях изобразительного искусства», «Виды советского оружия Второй Мировой войны», «Военная форма времён Великой Отечественной Войны», «Война в произведениях художественной  литературы», «Города-Герои», «История создания песен военных лет»,  « Памятники, посвящённые Великой Отечественной войне в Воронежской области», «Великие полководцы России», «Равнение на Героев», «Знаменитые люди Воронежской области», «Дети войны».     
   В ходе работы   Гуманитарной  каникулярной  школы  под  моим руководством  были созданы следующие проекты:   «Чаепитие в стиле русских  традиций»,                                                         «Церемония чаепития в Японии»,  «Японское искусство - икебана», « Русский народный костюм», «Непростая история простых предметов. Часы.», «Мужской Дивногорский монастырь», «Производство    валенок в Бобровском районе», «История  возникновения российских праздников», «Разрушенные храмы Бобровского благочиния», «Живая память»  (Жизнь Героя Советского Союза   Виктора Турбина),  «Экскурсия  по старому  Боброву», «Установление советской власти в Бобровском районе»,  «Биография комсомолки города Боброва Старцевой  Анастасии Львовны»   и другие.
Ежегодно мои учащиеся являются участниками, победителями и призёрами  конкурсов и конференций различного уровня:
·         Школьная научно - практическая  конференция НОУ "Интеллектуал"; 
·         Муниципальная научно - практическая  конференция "Юные исследователи";           
·         Районная (в рамках областной ) краеведческая конференция обучающихся "Культурное наследие Воронежского края"     ;
·         Районная краеведческая конференция «Край родной»;
·         Районный конкурс "Моя малая Родина: природа, культура, этнос";
·         Межрегиональный конкурс исследовательских работ "Память храня";
·         Всероссийский конкурс исследовательских работ старшеклассников "Человек в истории. Россия - XX век";       
·         Всероссийский открытый конкурс  интерактивных работ школьников  «Сохраним историческую память о ветеранах и защитниках нашего Отечества»;
·         Всероссийский конкурс "Широка страна моя родная";                 
·         Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Горизонты открытий» ;     
·         Межрегиональный  конкурс на соискание Общественной региональной премии «Золотой Лев – 2017» в номинации «Социальный проект»;
·         Областной  конкурс социальных проектов в рамках Всероссийской акции «Я- гражданин России»;
·         Всероссийский фестиваль творческих открытий и инициатив «Леонардо» (учащиеся, побывав в Москве  с проектами «Танки Победы» и «Создание мемориальной доски  поэту города Боброва Попову Дмитрию Игоревичу» стали призёрами и были награждены путёвками в «Артек»,  проект «Народные художественные промыслы» стал победителем);   
·         Всероссийская научно-инновационная конференция школьников «ОТКРОЙ В СЕБЕ УЧЕНОГО»  в Санкт-Петербурге (проект  «История одного  «Аккорда»     стал призёром).
Нами были реализованы социальные проекты, в ходе которых  была увековечена  память и  открыты мемориальные доски:
          поэту города Боброва Воронежской области Дмитрию  Игоревичу  Попову, который является дважды лауреатом единственной в мире международной премии «Филантроп», направленной  на поддержку творчески одаренных людей, имеющих физические недостатки, а так же членом Союза журналистов России (сентябрь-ноябрь 2015 года);
          воину-афганцу  Владимиру Васильевичу Чижову (март – май 2016 года).;
          почетному гражданину города Боброва номер один, участнику  Великой Отечественной войны, заслуженному  лесоводу России -  Георгию  Дмитриевичу Ноздрину (май, сентябрь-октябрь 2016 года).                        
            В результате нашей работы с учащимися я  убедилась в том, что  проектная деятельность способствует более глубокому  осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию  собственных оценок, развитию критического мышления учащихся.
Немало этот метод дает и нам - учителям. Это и возможность творчества, и новые умения, и новый этап сотрудничества и взаимодействия с ребятами. Метод проекта позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более интересным и увлекательным, а поэтому и более эффективным.  
Уважаемые коллеги, для обсуждения данного материала, а также для того, чтобы поделиться собственным опытом,  воспользуйтесь комментариями.


   

38 комментариев:

  1. Анонимный10:17

    Спасибо,Людмила Алексеевна, за интересную статью и описание своего опыта работы! очень пригодится в работе!Согласна с тем, что проектная деятельность помогает привлечь учащихся к изучению предмета.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за комментарий! мне очень важно Ваше мнение!

      Удалить
  2. Ольга Родная16:19

    Спасибо, Людмила Алексеевна. Мне бы хотелось обратить внимание на защиту проектов. Дело в том, что обучающиеся 10 класса МБОУ Бобровская СОШ №1 уже в 2017-18 уч. году в соответствии с учебным планом защищали проекты, поэтому у нас есть опыт в этом вопросе. Мы сделали такой вывод: Готовность проектов должна быть 100-процентной к 1 февраля года обучения, чтобы был примерно месяц на отработку процедуры защиты. Школьники волнуются.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за комментарий, Ольга Петровна! Я с вами абсолютно согласна, в том что подготовка к защите проекта имеет очень важное значение в проектной деятельности. От защиты зависит 50 % успеха, а может быть и больше !

      Удалить
  3. Махина Ирина Сергеевна11:19

    Учитель-руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, творческими способностями и, конечно, фантазией. Вы, Людмила Алексеевна, обладаете в полной мере этими качествами!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ирина Сергеевна, за столь высокую оценку моей работы! Но учится никогда не поздно, что позволяет нам повышать свой уровень знаний!

      Удалить
  4. Пуляева Дарья Константиновна12:26

    С какими трудностями, по вашему мнению, могут столкнуться школьники во время работы с проектами?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за вопрос, Дарья Константиновна. Трудностей очень много, но все они преодолимы. Первая- это выбор темы (кому то он даётся легко и приходится по душе, кому то труднее). Работа с различного рода информацией, её обработка, структурирование работы, оформление - играют важную роль при работе с проектами и конечно же могут вызвать у ребят затруднения. Ну и конечно же защита проекта- это самый ответственный этап в работе, где ученики показывают плоды своего труда. Как я уже писала ранее, от защиты зависит более 50 % успеха ( а ведь не все дети обладают ораторскими способностями). Но и эту проблему нам с ребятами удаётся решить путём отрабатывания их выступления.

      Удалить
  5. Нестерова Любовь Николаевна11:37

    Людмила Алексеевна! А как Ваши ученики относятся к работе над проектами?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за вопрос, Любовь Николаевна! Мои ученики работают над проектами с удовольствием!!! Ведь темы для проектов мы выбираем учитывая интересы детей и вместе с ними (это очень важно)! А уж когда мы принимаем участие в различного рода конференциях, занимаем призовые места, получаем положительные отзывы о проделанной работе, то счастью,конечно, нет предела! призываю Всех - Работайте с удовольствием!!!!

      Удалить
  6. Андреева Анна Фёдоровна11:51

    Людмила Алексеевна, спасибо за интересную информацию! Вопрос: а на основании чего вы разработали именно такие критерии оценивания проектов?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за отзыв и вопрос, Анна Фёдоровна! Критерии оценивания проектно-исследовательских работ
      гуманитарной направленности были разработаны мною на основании положений о различных конкурсах муниципального, регионального и федерального уровня. Эти критерии я переработала и теперь ими пользуются учителя нашей школы.

      Удалить
  7. Касаткина Анна Сергеевна21:52

    Принятые новые образовательные стандарты предполагают преобразование основной
    цели образовательной системы, что в свою очередь, потребовало существенных изменений в
    деятельности учителя. В настоящее время учитель должен не только передать существующие
    знания, но, что более важно в новой образовательной парадигме, обучить способам
    организации познавательной деятельности, самостоятельному планированию учебного
    времени учащимися, формированию умений переносить полученные знания в реальные
    жизненные ситуации. Проектная деятельность как нельзя лучше отвечает всем современным требованиям. Внушительный список проектов, представленный Людмилой Алексеевной, подтверждает, что данный учитель с успехом реализует метод в своей работе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Сергеевна! Спасибо Вам за отзыв и столь высокую оценку моей работы! Буду стараться и дальше!

      Удалить
  8. Проектная деятельность в школе уже заняла прочное место. Можно много говорить за и против, но нельзя отрицать , что при помощи проектной деятельности наши дети учатся самостоятельно добывать знания, учатся защищать свои мысли, мотивируют их. Я считаю, что проектная деятельность в современных условиях необходима, надо соответствовать требованиям времени... Людмила Алексеевна, спасибо вам за работу.Успехов и побед Вам и вашим ученикам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Большое спасибо Вам, Ольга Семёновна! Полностью с Вами согласна!

      Удалить
  9. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  10. Работу в качестве учителя-руководителя проектов считаю и для себя очень важной и полезной. Это совершенствует умение дифференцированно подходить к обучению детей, а также открывает новое как в содержании преподаваемого предмета, так и в методике его преподавания. Количество детей, принимающих участие в проектной деятельности, свидетельствует об устойчивой мотивации к изучению Вашего предмета. Успехов Вам в дальнейшей работе!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо вам, Надежда Валерьевна, за добрые слова! Мне очень важно ваше мнение!

      Удалить
  11. Ступина Татьяна Петровна09:15

    Проектная деятельность прочно вошла в жизнь нашей школы: применяется и на уроках, и во внеурочной деятельности. В этом учебном году обучающиеся 9-х классов работали над индивидуальными учебными проектами. Лично для меня сложностью стало критериальное оценивание. Поэтому Ваша работа, Людмила Алексеевна, важный ориентир! Большое спасибо!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Большое спасибо,Татьяна Петровна, за положительный отзыв!

      Удалить
    2. Хорошевская Лариса Леонидовна09:09

      Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно
      выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием
      продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе
      проектирования, и его представления в рамках устной или письменной
      презентации. В вашей работе, Людмила Алексеевна, всё это просматривается. Так держать!

      Удалить
    3. Спасибо, Лариса Леонидовна, за Ваш отзыв! Буду стараться и дальше!

      Удалить
  12. Пинахина Людмила Ивановна09:25

    На своих уроках я также применяю проектную деятельность, особенно на уроках литературы. Начинаю эту работу с 6 класса. Ребята с удовольствием занимаются проектами.Чем старше становятся они, тем интереснее это для них. Ваша работа, Людмила Алексеевна, и учащимся, и учителям поможет делать работу увлекательнее! Большое спасибо!

    ОтветитьУдалить
  13. Спасибо, Людмила Ивановна, за то что поделились собственным опытом!

    ОтветитьУдалить
  14. Яковлева Валентина Ивановна11:43

    Проектная деятельность играет большую роль и на уроках математики.У детей развивается критическое мышление и раскрываются творческие математические способности. Спасибо Вам за ваш труд.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Валентина Ивановна, за ваш отзыв!

      Удалить
  15. Светлана Сергеевна Ульвачева12:38

    Проектной деятельностью занимаюсь с детьми как в урочное, так и во внеурочное время. Многим детям нравиться наблюдать и экспериментировать. Проектная деятельность развивает мышление, творческие способности,умение выступать на публике. С многими работами участвуем в конкурсах различного уровня. Людмила Алексеевна, считаю вашу статью полезной и познавательной. Многое возьму для своей работы. Спасибо за опыт!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Светлана Сергеевна, за ваш опыт и положительный отзыв!

      Удалить
  16. Мамаева Галина Юрьевна08:26

    В нашей школе уже несколько лет активно используются проектные технологии. Обучающиеся 5-7 классов работают над индивидуальными проектами и затем проходит организованная защита работ. Конечно уровень проектов различен, есть шероховатости, но год от года становится все интереснее. Спасибо Вам за то, что поделились своими наработками!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина Юрьевна, спасибо за комментарий, за то что поделились своим опытом! А в какой школе вы работаете?

      Удалить
  17. Есть мнение, что проектная деятельность - это для подготовленных учеников. Но я сделала другое наблюдение: со слабыми учениками элементарной подготовки больше, а результаты - не хуже. И, прежде всего, это коммуникативный опыт самого ученика.

    ОтветитьУдалить
  18. Ольга Родная11:30

    Кстати, оценка может быть недифференцированной. Или я ошибаюсь?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Может быть и дифференцированной и недифференцированной. Всё на усмотрение учителя!

      Удалить
  19. Елена Владимировна13:36

    Людмила Алексеевна, спасибо за интересную информацию! Да, проектная деятельность предполагает, что педагог выступает не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник процесса добывания, обработки, анализа знаний.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за комментарий, Елена Владимировна!

      Удалить