Flash-семинар "Работа каникулярной школы"


Каникулярная школа –  площадка для отработки новейших образовательных технологий


Титаренко Людмила Алексеевна, учитель истории и обществознания
 
В  основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  лежит системно-деятельностный подход в обучении. Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». 
Принцип природосообразности  видит выпускника основной школы готовым к выбору, обладающим избирательностью интересов, познающим себя, утверждающим себя как взрослый, готовым нести ответственность перед самим собой и другими, умеющим действовать с ориентацией на другую позицию, работать в группе и индивидуально, осознанно выполняющим правила здорового и безопасного образа жизни.
 Эти результаты необходимы и старшей школе, поскольку в соответствии с новыми стандартами старшей школы учащийся должен быть готов учиться по индивидуальным учебным планам и создавать индивидуальные образовательные маршруты.
Традиционная классно-урочная система не позволяет достичь этих результатов, т.к. «страдает» академизмом, линейностью, отсутствием выбора. Кроме того, традиционная школа представляет собой «закрытое» образовательное пространство, в котором все траектории движения учащегося за него определены и построены, он ничего не выбирает.
Противоречие между особенностями подросткового возраста, требованиями государства, заложенными в Федеральных государственных образовательных стандартах, и возможностями существующей классно-урочной системы заставляет искать иные формы образования подростков.
На мой взгляд, успешно разрешить данное противоречие позволяют технологии открытого образовательного пространства, которые обеспечивают процесс индивидуализации и которые нацелены на самоопределение и выстраивание индивидуальной образовательной траектории учащихся, носят деятельностный характер обучения, предполагают вариативность, интерактивность, наличие рефлексии в процессе обучения и по окончании его.
В целях поддержки и развития одаренных детей,  имеющих высокую мотивацию к различным образовательным областям,  в нашей школе с 2013 года  организована каникулярная профильная школа «Я познаю мир».
Работа осуществляется  по естественнонаучному, математическому и гуманитарному направлениям.
«Каникулярная школа»  - это  инновационный образовательный проект, площадка для отработки новейших образовательных технологий, поскольку она предлагает углублённую подготовку,  обучает навыкам самоопределения;
  Основные направления деятельности «Каникулярной  школы»:
·                     Освоение методов исследования и проектирования;
·                     Развитие стратегического мышления;
·                     Развитие мотивации к познанию и творчеству;
·                     Развитие коммуникативных, организаторских способностей;
·                     Повышение самооценки детей;
·                     Осознание  обучающимися своих личностных и профессиональных перспектив.
Обучение в каникулярной школе «Я познаю мир» осуществляется в форме занятий, мастер-классов, экскурсий, деловых  игр, лабораторных и исследовательских работ, а также разработки проектов. Посещая занятия,  ребята смогли расширить и углубить знания по решению олимпиадных задач, усовершенствовать практические умения и навыки в исследовательской  и проектной деятельности.
Для сохранения мотивации к продолжению учебных исследований и проектных работ ребятам была предложена Каникулярная школа, в рамках которой была организована поездка в город Воронеж в музей занимательных наук «Эйштейниум». Ребята, посещающие  курс «Юный техник» и «Электрончик», на своих опытах убедились, что физика, которую они еще только будут изучать в 7 классе, очень занимательная и увлекательная наука. А с примерами и физическими явлениями они сталкиваются в жизни. Посещение музея позволило им полежать на гвоздях, пройти по канату над ночным городом, определить силу своего голоса, поднять автомобиль массой 400 кг и узнать еще много нового. Где еще можно увидеть, как работает пианино, сделать магнитный мостик, почувствовать себя волшебником и магом?  От посещения музея ребята получили большое удовольствие и поняли, что в жизни нет ничего невозможного, что им все по силам.
Гуманитарная каникулярная школа пользуется у ребят большой популярностью. Знакомясь шире и глубже с жизнью и бытом русского народа, с декоративно-прикладным искусством, участвуя в календарных праздниках, дети получают представления о том,  как жили люди на Руси.  Это несет в себе неиссякаемые возможности для развития у детей эстетического вкуса. Темы занятий программы дают учащимся  более целостное представление  об особенностях быта русского народа, о его всестороннем  таланте, трудолюбии. Дети знакомятся шире с народными традициями России. Особенно ценны для применения на занятиях образцы детского фольклора: это игры, песни, хороводы, некоторые календарные обряды,  которые были забыты взрослыми.
Содержание курса «Гуманитарная школа»:
·         Народные праздники и традиции как средство выражения национального характера и  как  яркая форма отдыха.
·     Фольклор  как богатейший источник познавательного и нравственного развития детей: сказки, потешки, считалки, загадки, поговорки пословицы, заклички, частушки и т.д.
·        Народное искусство  как основа для развития вкуса, бережного отношения к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.
·    Русская народная игрушка  как одно из направлений художественного прикладного творчества. При изготовлении игрушек дети приобретают навыки работы с материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи.
·          Русские народные игры  как умение преодолевать трудности, умение постоять за себя и за справедливость; как залог полноценной духовной  жизни ребёнка в будущем.
Каникулы – самая яркая по эмоциональной насыщенности пора у школьников. Детям просто необходима смена деятельности и впечатлений.
В начале  июня продолжила  свою работу гуманитарная каникулярная школа. В работе приняли участие учащиеся 5-х, 6-х  и 10 классов  социально-экономического профиля. Ребята узнали о многих русских праздниках: когда они отмечаются, какова история их появления, особенности  проведения.
Играли в квест-игру «Русские народные инструменты», в ходе которой отгадывали загадки, ребусы, проговаривали скороговорки, рисовали русскую матрёшку, пели русские песни. Праздник Ивана Купала прошёл не менее интересно. Учащиеся 10 класса разыграли перед ребятами сценку, в ходе которой  дети искали папоротник, играли в русскую народную  хороводную игру «Пузырь», прыгали через имитируемый костёр, пели песни, плели венки, гадали. Праздник, посвящённый Дню семьи, любви и верности прошёл очень душевно. Все собрались  за уютным столом с пирогами, оладьями и самоваром. Узнали удивительную историю любви Петра и Февронии, спели  «Гимн семьи», погадали на ромашке, поиграли в русскую игру  «Ручеёк». Дети с удовольствием водили хоровод, прыгали в мешках, устроили конкурс рисунков на асфальте «Моя семья».
В заключение работы гуманитарной школы состоялось  посещение мероприятия «Ночь в музее», где ребята с удовольствием посмотрели выставки краеведческого музея, послушали стихи и песни. Каждый ребенок, посещавший занятия гуманитарной каникулярной школы, получил не только сертификат, но и массу впечатлений и незабываемый опыт.
Каникулярная школа по естественнонаучному направлению была открыта для обучения в течение всех этих лет.
2015 г – Международный год почв, поэтому все учебные занятия были так или иначе связаны с тематикой почв. Ребята занимались изучением почв Бобровского района. Учились делать почвенный срез, брали пробы для изучения физико-химических свойств почв. Изучали растительность местности, где были взяты образцы. Работали с картой местности.
Была организована  экскурсия в лес, знакомство с музеем и системой противопожарной охраны Бобровского лесничества. Ученики попробовали свои силы в роли волонтёров, убрав территорию Берёзовой рощи от мусора  в рамках Всероссийской акции «Чистый лес».
Также ребята стали участниками регионального форума «Экоград», проходившего на базе Хреновского лесного колледжа. Большой праздник надолго останется ярким впечатлением в их жизни.
Занятия каникулярной школы по биологии «Эврикум» для 7 класса проходили с разной тематикой. Цель всех мероприятий – научить детей различать проекты и исследовательские работы. По итогам каждого занятия учащиеся получали либо продукт проекта, либо результат исследования и оформляли  все результаты в виде  презентации.
Данный курс в летней школе сформировал умения проводить эксперименты, анализировать, оформлять и представлять полученные результаты. Выполнение заданий помогло учащимся научиться:
·        Искать информацию в книгах и Интернете;
·        Использовать научные данные для решения житейских ситуаций;
·        Проводить опыты по предложенной методике;
·        Обрабатывать и анализировать результаты, формулировать выводы;
·        Делать таблицы и строить диаграммы и графики;
·        Придумывать и планировать новые опыты.
В итоге все участники смогли летом  выполнить настоящие научные исследования, а самое главное – они увидели , что «мир гораздо интереснее, чем нам кажется».
В июне  2016 года проводились занятия в летней профильной каникулярной школе «Лаборатория измерений».
На первом вводном занятии перед ребятами выступали учащиеся 11 класса, победители и призеры Всероссийских, региональных, муниципальных конкурсов и конференций. Они рассказали о том, как осуществляют проектную и исследовательскую деятельность.
На следующих занятиях ребята занимались исследовательской работой по темам «Наблюдение броуновского движения»,           «Измерение давления», «Исследование силы трения», «Измерение работы и мощности».
На заключительном занятии участники каникулярной школы  защищали свои работы, которые они готовили на протяжении всех занятий. По итогам занятий в профильной каникулярной школе «Лаборатория измерений» каждый  получил сертификат о прохождении курса.
Работа по развитию интеллектуальных способностей, если она интересна и системна, приносит свои плоды. После таких мероприятий у учеников меняется мотивация учения, появляется возможность доказать другим и себе неограниченность своих возможностей. Когда ребёнок это почувствует, у него появляется стимул, он начинает продвигаться вперёд, развивая свои способности.
В ходе работы каникулярной школы принципиально изменяется позиция и деятельность учителя. Учитель-партнер учащегося, тьютор. Для достижения заявленных целей учитель меняет привычные приемы работы. Он вместе с детьми ищет истину, движется к ее выяснению и имеет право на собственное мнение.
В работе каникулярной школы  происходит содержательная встреча детей и взрослых, они «открывают» друг друга.
Выходом из каникулярной школы для учителя, кроме интенсификации изучения предмета, может быть создание новых элективных курсов, исследовательских кружков, в которых педагог продолжает начавшийся содержательный ход, представляющий для него и детей взаимный интерес, но не укладывающийся в рамки существующей программы.
Работа учащихся во время каникулярной школы  так же, как и работа учителей, отличается от того, что происходит на традиционных уроках. Учащиеся осваивают не только новый учебный материал, но и способы учебной деятельности, в основе которых лежит умение работать с информацией, формулировать вопросы, видеть и ставить проблему, предлагать способ ее решения. Детям предоставляется возможность включиться в мыслительную деятельность, организовать собственное образовательное движение, приобрести вкус к творческой работе.
Специально поощряется и культивируется личная точка зрения, поисковые ходы. Если учесть, что содержание, которое дети осваивают, ново для них, то можно представить, как ребята раскрываются.
Каникулярная школа  позволяет преодолеть отчуждение учащихся от собственного образования (путем самостоятельного, добровольного выбора тьютора, группы, позиции, текста, партнеров, темы исследования); помогает выявить учащимся собственный образовательный интерес и выйти на тему исследования; удовлетворить образовательные потребности.
 В практике реализации Федерального государственного образовательного стандарта мы сталкиваемся с различными вопросами, требующими особого внимания и специальной подготовки учителя. Одним  из таких важных аспектов при введении ФГОС является оценка результатов внеурочной деятельности, в частности каникулярной школы. Однако  учитель в своей работе сталкивается с отсутствием чёткого инструментария для такой оценки, с отсутствием «границ» в самой оценке достижений результатов внеурочной деятельности.
Формы представления таких результатов обычно определяются локальными актами учебного заведения. Есть такой раздел и в ООП ООО МБОУ Бобровская СОШ № 2. Создана рабочая группа, включающая в себя тьюторов, классных руководителей, психолога, преподавателей  для осуществления  мониторинга эффективности внеурочной деятельности. Цель мониторинга – создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации,  отражающей результативность внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС ООО. В ходе мониторинга заполняется таблица, которая позволяет отобразить рейтинг индивидуального развития и личностного роста обучающихся, его творческую и самостоятельную активность.
Для индивидуальной оценки результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося также используется портфолио – накопительная система оценивания, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений, о которой вы услышали от  предыдущего докладчика. Оценкой учета достижений обучающихся может являться сертификат о прохождении курса внеурочной деятельности и каникулярной школы.
Каникулярная школа для многих ребят станет первой ступенькой приобретения опыта продуктивной творческой деятельности, серьезным шагом к формированию исследовательской компетентности. Регулярная работа каникулярной школы позволит выявлять и поддерживать одарённых обучающихся, развивать их интеллектуальные и творческие способности, поддерживать научно-исследовательские интересы учеников, разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты.

Презентация "Каникулярная школа – площадка для отработки новейших образовательных технологий" СКАЧАТЬ
 
Уважаемые коллеги, для обсуждения данного материала, а так же для того, чтобы поделиться собственным опытом  воспользуйтесь комментариями.

28 комментариев:

  1. МБОУ СОШ №13:10

    Здравствуйте,уважаемые коллеги. МБОУ СОШ № г.Воронежа приветствует Вас.
    Очень интересный материал Вами представлен.Действительно ,сложно представить себе более удобную форму реализации внеурочки. Особенно заинтересовала гуманитарная школа.У нас есть свои предложения по реализации "сетевых каникулярных проектов",создании совместных групп для мини-проектов(действуют в период каникул),возможно-сетевые конференции онлайн или с выездом в другое учреждение.Нам представляется это интересным.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо!!! Информация очень полезная, будем применять в своей работе.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за полезную информацию! Данная внеурочная деятельность всесторонне развивает учеников, а полученные знания обязательно пригодятся в жизни.

    ОтветитьУдалить
  4. Очень полезная информация!! Работа в каникулярной школе дает возможность учителю выйти за рамки преподаваемого предмета, а ученикам - полнее раскрыться, показать свои, часто скрываемые, способности и таланты.

    ОтветитьУдалить
  5. Яковлева Валентина Ивановна11:23

    Спасибо за полезную информацию! Дети занимаются творчеством, развивают свой интеллект, получают хорошее воспитание.

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо БСОШ№2 за новые идеи. Взяли много полезного для себя. Ждем новый материал!

    ОтветитьУдалить
  7. Считаю, что представленная информация окажет огромную помощь в работе современного педагога!!!

    ОтветитьУдалить
  8. В каникулярной школе ребята раскрываются по новому,приобретают вкус к творческой работе.Спасибо за данный материал.

    ОтветитьУдалить
  9. Спасибо за полезную информацию.Думаю, что смогу применить это в своей работе.

    ОтветитьУдалить
  10. Эта информация поможет мне в моей педагогической деятельности. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  11. Большое спасибо за занятость детей в каникулярное время. Каникулы дети проводят с пользой.

    ОтветитьУдалить
  12. Представлен богатый и интересный опыт работы каникулярной школы. Есть полезная информация, которую мы возьмем на вооружение, особенно проекты в рамках сетевого взаимодействия.
    В рамках нашей каникулярной школы планируем провести мероприятия:
    - стендовая защита проектов и исследований;
    - фестиваль внеурочной деятельности;
    - военно-спортивные соревнования;
    - школы профильного направления и другое.
    МБОУ гимназия №7 им. Воронцова В.М.

    ОтветитьУдалить
  13. Анна Ходарина14:07

    На летних каникулах вместе с инициативной группой учащихся проводили каникулярную школу.Началась гуманитарная неделя с посещения краеведческого музея. Степанова Е.Д., директор музея, провела с ребятами экскурсию, в ходе которой они познакомились с историей русского народного костюма на территории Бобровского района. Ребята увидели, как одевались наши предки в разные периоды своей жизни, убедились в том, что в национальной одежде русского человека не было ни одной случайной детали. Так же учащиеся познакомились с названиями основных элементов русского народного костюма.«Занимаясь в гуманитарной школе, я поняла, что костюм - это гордость народа. Свой народный костюм каждый человек очень любит, гордится им, прославляет в песнях. Сейчас его надевают в торжественных случаях, и это хорошо», - поделилась своими впечатлениями о работе летней школы пятиклассница Черёмухина Катерина.Приобщение детей к русским народным традициям основано на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться.

    ОтветитьУдалить
  14. Махина Ирина Сергеевна14:38

    Спасибо за полезную информацию! Занятия в каникулярной школе - дополнительная возможность реализовать творческий потенциал учащихся.

    ОтветитьУдалить
  15. МКОУ Бобровская СОШ №115:23

    Образовательное пространство МКОУ Бобровская СОШ №1 поделено на 7 образовательных зон, которые оснащены необходимым оборудованием для занятий во внеурочное время. Они были созданы в рамках реализации регионального проекта «Школа-лидер 2015». (http://bobrov-school-1.ru/shkola-lider-obrazovaniya-voronezhskoj-oblasti-2015/). Зоны не прекращают свою работу и в каникулярное время. Особенно востребованы: "3D моделирование"; "Научно-техническая" (в состав образовательной зоны входит Площадка для наблюдений и исследований и Площадка образовательной робототехники); «Мир через объектив», потому что с 2015 года школа реализует региональный проект «Индустриальная школа». (http://bobrov-school-1.ru/regionalnyj-proekt-industrialnaya-shkola/). И в каникулярное время обучающиеся готовятся к конкурсам, фестивалям, работают над проектами.
    На базе школы функционируют семь специализированных классов по хоккею с шайбой и один специализированный спортивный класс по гандболу. Тренировки ребят не прекращаются в каникулярное время. Они проходят по сетевому взаимодействию в Ледовом дворце им. В. Фетисова и ДСЮШ на договорной основе. А в школе ребята имеют возможность развить свои творческие способности и заниматься исследовательской работой. Ведётся работа с одарёнными детьми.
    Требование Федерального Государственного Образовательного Стандарта – организация внеурочной деятельности не только в учебный период, но и в каникулярное время. Поэтому работа Каникулярной школы обязательна для всех образовательных организаций.

    ОтветитьУдалить
  16. Мажейкене Светлана Николаевна16:19

    Спасибо за новые идеи. Взяли много полезного для себя. Ждем новый материал!

    ОтветитьУдалить
  17. Мажейкене Светлана Николаевна16:21

    3 и 4 ноября 2016 года в период осенних школьных каникул в МКОУ «Давыдовская СОШ» состоялась «Каникулярная неделя для одаренных детей», в которой приняли участие 20 учащихся 5-11 классов из школ образовательного округа. Это мероприятие проведено в рамках муниципальной программы Лискинского района «Выявление и поддержка одаренных детей ». В первый день, в преддверии муниципального этапа Всероссийской олимпиады, школьникам были предложены занятия по предметам: математика, физика, химия, биология, английский язык, русский язык и литература. Для проведения занятий Каникулярной недели были приглашены лучшие учителя из других школ.
    Второй день «Каникулярной недели» провели учителя МКОУ «Давыдовская СОШ». Занимаясь робототехникой, школьники познакомились с принципом создания роботов, их видами и перспективой развития программирования. На занятии по теме «Черчение, как основа трёхмерного проектирования», узнали основы машиностроительного, строительного черчения и проектировании объёмных объектов в различных компьютерных программах. В объединении декоративно – прикладного творчества ребята изготовили объёмную игрушку Снеговик, Новогодний сувенир и Поздравительную открытку ко Дню матери в технике скрапбукинг. По изобразительному искусству и художественной графике ребята освоили навыки работы и особенности в различных техниках. Занимаясь в театральной студии, ребята познакомились со спецификой сценической речи, в конце занятия смогли сами поставить мини-спектакль . Спортивные мероприятия прошли в ДЮСШ. Все дети с удовольствием постигали секреты мастерства, выразили огромное желание и интерес участвовать в каникулярной недели.

    ОтветитьУдалить
  18. Работу наша каникулярная гуманитарная школа начала летом 2015 года.В этом году будем уже в третий раз воплощать в жизнь разработанную программу. Дети довольны, приходят с удовольствием, уходить не хотят- что может быть лучшей наградой учителю за работу!Так, что - РАБОТАЕМ!!!!!!!

    ОтветитьУдалить
  19. Каникулярная школа позволяет получить дополнительную информацию в интересной игровой форме. С большим удовольствием дети посещают данную внеурочную деятельность.В свободной обстановке получают огромный багаж знаний!!!

    ОтветитьУдалить
  20. МБОУ "Репьевская школа"14:40

    Уважаемые коллеги, спасибо за интересный и содержательный материал! Прошлым летом мы тоже на базе нашей школы организовали профильный лагерь "Юный исследователь".Лагерная смена прошла увлекательно и плодотворно! С удовольствием ознакомились с Вашим опытом, некоторые элементы обязательно возьмем себе на вооружение с целью использования в дальнейшей работе. Успехов Вам!

    ОтветитьУдалить
  21. Каникулярная школа открывает дополнительные возможности для всестороннего развития детей. Хочется отметить создание на занятиях особой среды, позволяющей прикоснуться к прошлому и сопоставить его с настоящим.

    ОтветитьУдалить
  22. «Каникулярная школа» предполагает организацию каникулярного времени в целях удовлетворения интеллектуальных и социальных потребностей детей.

    ОтветитьУдалить
  23. Спасибо за полезную информацию. В каникулярной школе дети полнее раскрываются, показывая свои, часто скрываемые способности и таланты. Работа в школе даёт возможности учителю войти за рамки преподаваемого предмета.

    ОтветитьУдалить
  24. Бутова Ирина Викторовна11:22

    Спасибо за интересный материал. Каникулярная школа- ещё одна форма, которая помогает "переполненным" школам реализовать внеурочную деятельность в полном объеме, не нагружая детей чрезмерно и давая им возможность в свободном режиме выбирать занятия по душе во время основного учебного времени. Это ещё одна возможность отчитаться о занятости детей в каникулярное время не на бумажке, а "по правде". Да и учителя при деле.
    Было бы интересно увидеть расписание такой "Каникулярной школы".
    В МБОУ Лицее № 8 есть летняя каникулярная школа, но её задача- обеспечить адаптацию учащихся 4-х классов к обучению в основной школе. Наши учителя, будущие классные руководители проводят различные познавательные и воспитательные мероприятия, ближе знакомятся со своими подопечными, а учащиеся 8-10 классов являются игротехниками. Такая система тоже дает неплохие результаты в плане сплочения ученического коллектива, преодоления дезадаптации при переходе из начальной в основную школу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте! Расписание работы каникулярной школы, а также отчет о ее работе можете посмотреть на сайте школы. Кроме этого учителя делятся своими наработками в сетевых сообществах.

      Удалить
  25. Лариса Хорошевская12:45

    Очень хороший подход к организации работы с одаренными детьми, было видно ,что дети ходили с большим интересом .Это позволило узнать много нового и интересного.

    ОтветитьУдалить
  26. Дужнова Екатерина Ивановна09:45

    Каникулярная школа позволяет преодолеть отчуждение учащихся от собственного образования, помогает выявить учащимся собственный образовательный интерес и выйти на тему исследования, удовлетворить образовательные потребности.

    ОтветитьУдалить
  27. Шабогина В.В.13:11

    Регулярная работа каникулярной школы позволит выявлять и поддерживать одарённых обучающихся, развивать их интеллектуальные и творческие способности.

    ОтветитьУдалить