Сценарий квеста «Возвращение к истокам»

Уважаемые коллеги! Предлагаем Вам вариант проведения квеста «Возвращение к истокам». Вы можете провести аналогичную игру на основе своего краеведческого материала.

Титаренко Людмила Алексеевна, учитель истории и обществознания
Примечание: кусочки карты, которые будут выдаваться после прохождения каждого задания, ребята сразу отдают своему руководителю или сопровождающему.

Примечание: между станциями ребята должны идти, держась за руки последовательно, с закрытыми глазами.
 Смысл: каждый ведет другого и отвечает за того человека, который идет после него.
Во главе колонны – сопровождающий, шаг неспешный.

1) Собирается команда ребят. Внезапно выбегает человек, у которого в руках множество бумаг, свитков,  теряя на ходу, зовет ребят за собой. Заводит в темный кабинет, где горят свечи, раскиданы бумаги.
Начинает что-то искать, суетится, потом находит (заранее подготовленный сверток). Садится, предлагает ребятам сесть на заранее приготовленные места (пледы, подушки)
Зачитывает легенду.
«С древних времён существовали по всей земле, независимо от территории, материка, необычные племена и  общины, во главе которых стояли шаманы или же старейшины. Они многие века наблюдали за мощью четырёх стихий: воды, земли, огня и воздуха. Однако существует и пятая стихия, узнать о которой может далеко не каждый. Ведь, чтобы прикоснуться к ней, нужно не побояться встретиться с испытаниями лицом к лицу.
В древних летописях указано, что существует карта, которая указывает путь в ту  загадочную долину, где хранится сокровище, в котором и содержится разгадка тайны пятой стихии. Долгие годы никто не мог собрать эту карту, так как части её разбросаны по свету. Тем более, одному человеку это не под силу. Но прошёл слух, что появилась команда, способная раскрыть многовековую  тайну.  Для  этого ей придётся пересечь всё древнерусское государство, собрать все кусочки карты и найти древнее сокровище. Но помнить нужно главное: сокровище  - в Вас.  И только вы сможете его открыть.
Ваша задача: узнать, что же такое – эта пятая стихия».
Конец легенды оборван, не хватает одного слова. Актер говорит, что это слово очень важно, потому что оно не имеет времени, актуально как в древние времена, так и в настоящее время. Но без этого слова легенда не будет закончена, и мы никогда этого не узнаем.
Задание: найти в ходе квеста это слово (10 кусочков карты для каждой станции)

2) Актер: «Я дам вам лишь одну подсказку, оставленную вам предками. Одно «но»: она написана на древнерусском языке, поэтому сначала придется ее расшифровать. К ней прилагается какой-то странный клочок бумаги, но я не знаю что это, возможно вам это и не пригодится вовсе».
Ребятам дается листок с зашифрованной надписью «НАДО БЫТЬ КОМАНДОЙ» и подсказка, где показано, как перевести древнерусские буквы на современный русский язык.
Ребята расшифровали запись. Выходят из кабинета в коридор. Там их уже ждет
Первая  станция «Знакомство»
Вед. «Здравствуйте, ребята. Вы – один класс, правильно? Как вы думаете, насколько хорошо вы знаете друг друга? (отвечают) А вы знаете, что в настоящей команде вы должны уметь понимать друг друга даже без слов. Давайте проверим, насколько хорошо вы владеете языком жестов и как вы умеете понимать друг друга. Тем более, что русский человек всегда отличался особенной проницательностью и изобретательностью»

Игра: нужно построиться в ряд по:
- росту (от большего к меньшему)
- цвету глаз (от светлого к темному)
- цвету волос (от светлого к темному)
- размеру ног (от большего к меньшему)
- по дате рождения (от первого месяца до двенадцатого)
- по имени (от А до Я)
Вед. «Молодцы, ребята. Согласитесь, сложно понять другого человека без слов? Но теперь вы уже хоть немножко узнали друг друга и заработали первый кусочек карты»

Вторая станция «Оберег»
Вед. (поклон в пояс) «Здравы будьте, девицы. Здравы будьте, молодцы. Собрались вы в путь-дороженьку далекую, много опасностей поджидает вас.
Вы знаете, что на Руси придавали большое значение магическим возможностям разных предметов – как самодельных, так и природных. Как вы думаете, о чем идет речь? (отвечают) об оберегах, конечно же.
Славяне умели получать от природы силы и энергию, умели общаться с природой и Богами. Древние верили, что символы  заключают в себе божественное знание, поэтому каждый из символов имел свое значение и свой магический потенциал.
Чтобы вам везло в пути, предлагаем сделать вам своими рукам несколько оберегов» .

(предлагается три стола, на них разложены материалы и заготовки для кукол - домашних оберегов. Проходит краткий мастер-класс. В итоге получается три оберега. Один берет команда, второй отдают сопровождающему, третий – руководителю)
Вед. «Удачной дороги Вам, друзья!»
Третья станция «Паутинка»

Перекрестно натянуты веревки, на них подвешены колокольчики. На другой стороне паутинки лежит кусок карты.

Вед. (станцию проводит сопровождающий)  Пришло время проверить, научились ли вы работать в команде? И проверит это игра «Паутинка».
Правила игры: нужно держась за руки, молча, пройти эту паутинку, ни разу не задев ее. Как только колокольчик звенит – команда возвращается обратно. 
 По прохождении задания ребята получают кусочек карты.

Четвертая станция «Яблочко»
Вед. «Здравы будьте. Молва о вас прошла по всему нашему древнерусскому государству. Так и думал, что заглянете вы и ко мне. И к этой встрече я готов.
Как вы знаете, русский человек всегда любил забавы и игры проводить. Кроме того, думаю, устали вы, да и проголодались не на шутку за такую дорогу. Тогда давайте повеселимся с вами и поиграем в одну русскую игру под названием «Яблочко»

Правила игры: ребята встают в круг лицом, плечо к плечу, руки убирают за спину. Ребята берут в руки яблочко и начинают передавать его друг другу за спиной так, чтобы ведущий не заметил.
Главная задача: съесть яблоко так, чтобы ведущий этого не заметил. Если ведущий угадывает, у кого в руках яблоко, они меняются ролями.
Игра продолжается до тех пор, пока яблоко не будет съедено.

Вед. «Вы должны понимать, ребята, что команда формируется не только в серьезных испытаниях, но и в такой шуточной работе. Постарайтесь больше времени уделять общению друг с другом. До свидания!» (дает кусочек карты)

Пятая станция «Танцуй»
Вед. «А теперь проверим, насколько же хорошо вы ориентируетесь в русских народных танцах? Я буду говорить вам название танца и давать краткое его описание, а вы попробуйте все вместе станцевать его так, как поняли. Важно, чтобы танцевали все. Танец ведь народный!»

1) Барыня
Барыня — русский народный танец, а также музыка, под которую этот танец исполняется. Общий настрой танца задорно-иронический (шутливый). При парном исполнении танцор и танцовщица танцуют попеременно (перепляс), как бы соревнуясь между собой. В основе танца лежал конфликт между "барыней" (помещицей) и "мужиком" (крестьянином). Танцовщица выражала величавость, а танцор — ловкость и удаль.


2) Казачок
Казачо́к — русский и украинский народный танец. Среди разновидностей казачка выделяют украинскую, русскую, кубанскую и терскую. Общий настрой танца живой, веселый, бодрый и задорный. Танец схож с гопаком, однако содержит меньше акробатических моментов и носит более  лирический  (а не боевой)  характер.
3) Калинка
танец "Калинка", основанный на народных движениях. Иногда "Калинка" становится синонимом импровизационной русской пляски вообще где используются традиционные приемы танца вприсядку, хоровода и других элементов. Движения состоят из величавых движений по кругу с разводом рук в разные  стороны. 
4) Яблочко
Танец «Яблочко» считают «матросским». Его танцуют на одном месте с заложенными за спину руками. 

5) Голубец
Голубе́ц (голубиный танец) — старинная русская народная пляска, в которой изображается размолвка и примирение двух влюблённых
Пляска парная. Она начиналась в очень медленном темпе. Каждый плясал в своём характере и по-своему отбивая ногами. Девушка стояла на одном месте, стараясь отвернуть лицо от парня, который ходил вокруг неё, подражая голубю, ухаживающему весной за голубкой. Затем темп музыки ускорялся, парень начинал более энергично наступать на девушку, выделывая разнообразные коленца, стараясь показать свою удаль. Девушка всё приветливее относилась к партнёру и уже не старалась от него уйти, а затем шла ему навстречу, покачивая плечами, плавно взмахивая руками. Лишь иногда в финале парень и девушка, взявшись за руки, делают несколько поворотов по кругу, еще реже бывает, чтобы парень, обняв девушку, кружился  вместе с ней. 

Шестая станция «Лабиринт»

На земле мелом начерчен лабиринт (дорога с изгибами). На другом конце лабиринта лежит кусочек карты.
Правила игры: выбирается один человек, ему завязываются глаза. Все остальные участники команды встают по линии лабиринта. Нужно провести человека по лабиринту, при этом каждый может сказать только одно слово. Например «вперед, больше, шаг, стоп, влево, немного, остановись» и тд. Важно: не сбиваться, говорить только одно слово по очереди. В конце сказать человеку «присядь» или «наклонись», «возьми» (кусочек карты). Игра должна проходить в тишине без выкриков и подсказок для удобства человека, проходящего лабиринт.

Седьмая станция «Хоровод»
Вед. «Здравы будьте, ребята. Ну, и скучно же мне тут было без вас! Давайте, не будем долго рассуждать, будем петь и танцевать! Все знают, как русский человек любит хороводы водить! Но сегодня наш хоровод будет непростой. Мы проверим ваши командные музыкальные способности.

Правила игры: ребята образуют хоровод, начинают его водить. Запевают хором русско-народную песню. Ведущий хлопает в ладоши, и в этот момент ребята должны замолчать, но продолжить петь про себя эту же песню. Ведущий хлопает снова, и вся команда должна продолжить петь  песню с того фрагмента, на котором они остановились в пении про себя. Важно: вся команда должна продолжить пение с одного и того же момента.
Сменить две-три песни.

Вед. «За ваше отличное хоровое пение вы получаете следующий кусочек карты»

Восьмая станция «Поле порчи»






































Вед. «Вы не пройдете дальше! Да, я знаю, зачем вы идете! Но наверняка вы слышали о том, как русский человек боится порчи да сглазу! Так вот, перед вами – мое Поле Порчи! Попробуйте пройти через него! Если у вас получится, дам кусочек карты. Если нет, то останетесь здесь навсегда!»

Правила игры: на земле начерчено поле в клеточку, допустим 6х6.
У ведущего есть листочек с таким же полем, только на листе отмечен единственный верный путь. Команда должна пройти через поле этим путем. Если человек наступает не на ту клетку, он выходит из игры и дальше не имеет права подсказывать участникам из своей команды. Если человек правильно наступает на клеточку, он продолжает идти дальше. Если один человек угадал правильно весь путь, то вся оставшаяся команда должна перейти на другую сторону этим путем. В таком случае (если путь найден) команда выигрывает.

Вед.    «Знала бы я, что у вас с собой обереги окажутся, ни за что бы не пропустила, сделала бы поле таким огромным, чтобы конца и края не было видно… но ладно уж, сдержу свое слово!»  (дает кусочек карты)

Девятая станция «Русский народный костюм»
Вед. «Приветствую вас, путники! Смотрю, одёжка ваша в дороге поистрепалась, в негодность пришла. Пройдемте со мной, нужно подобрать вас новые костюмы. Вот только старым стал, запамятовал, как детали называются. Помогите мне их сопоставить, тогда и получите карту, за которой пришли!»

Правила: Даны картинки деталей древнерусского костюма и отдельно их названия (сопоставить и объяснить, для чего служила эта деталь). Затем на отдельном ватмане нужно нарисовать мужской и женский вариант костюма для подобного путешествия, поработать древнерусским дизайнером.
За работу ребята получают кусок карты, ведущий прощается.

Десятая станция «Почта Руси»
Спортивная эстафета  (располагается на длинной площадке около школы)

Вед. (поклон) «Здравы будьте, друзья. Знаю, что вы из мира будущего пожаловали. Я – хранитель местной Почты – почты Руси. Одна из самых быстрых почт на всем белом свете! А все потому, что главными моими работниками являются голуби. Все ведь знают голубиную почту? Что вы знаете про нее? (ответы) На самом деле, у голубей есть «встроенный компас», с помощью которого они ориентируются по Солнцу, а также голуби умеют запоминать и различать особенности ландшафта. Что и говорить, голуби отлично запоминают человеческие мысли и даже разбираются в математике! Но сейчас не об этом. Одна проблема, мои голуби только вернулись из длительного путешествия, а письма не ждут! Помогите мне доставить письма и тогда я дам вам недостающий кусочек карты.

Правила игры: ребята разбиваются на две-три команды (в зависимости от кол-ва человек). Задача: доставить некоторое количество писем из одного конца площадки в другой. На пути у ребят лежат обручи (прокрутить 3 раза), скакалки (прыгнуть 5 раз), кегли (оббежать мимо них).

По прохождении станций ребята на обозначенном мелом месте собирают все кусочки карты в одну картинку. На последнем собранном кусочке карты (располагается в середине карты) написан руководитель (ориентация по сторонам света).  там написано, где зарыт клад и как дойти до него, ориентируясь по сторонам света с того места, где они стоят.

Клад: коробка с различными книгами, журналами с закладками. Ребята должны догадаться открыть книгу по закладке. Там будет обведена какая-либо буква. На самой коробке тоже будет буква. Из этих букв ребята складывают слово _с _ п_ л_о _ ч_ е_ н_ н_ о_ с_ т_ь

Заключение:

Подходят все ведущие станций.

1) Сопровождающий:  Мы с вами сегодня успели повторить одни из самых важных наук, изучаемых в школе, размялись и повеселились, открыли для себя много новой информации. Но главное не это. Посмотрите друг на друга. Как вы думаете, после всего того, что вы прошли,  вы так и остались просто классом? … Нет, теперь вы команда. Помните об этом и в обычное время. Ведь вы видите друг друга каждый день, общаетесь каждый день, сидите за одной партой. Помните, что теперь вы можете обратиться за помощью к любому человеку вашего класса и научить сплоченности других ребят. То, что вы чувствовали, это поддержка и взаимопонимание. Подумайте, ведь проходить Поле Порчи, Лабиринт, Паутинку было сложно? Конечно, сложно. Для этого требуется настоящий командный дух. И он есть у вас. Бережно храните его и цените, потому что он дается не каждому. Вы – огромные молодцы.

2)  Слово руководителю: Титаренко Людмиле Алексеевне

3) «Свободный микрофон»: просьба высказаться всех желающих ребят, рассказать о своих эмоциях и чувствах:

1. Что было самым сложным? Какая станция вам понравилась больше всего?
        2.  Как вы думаете, изменится ли что-нибудь в ваших отношениях? (честно)

Уважаемые коллеги, для обсуждения данного материала, а также для того, чтобы поделиться собственным опытом,  воспользуйтесь комментариями.

12 комментариев:

  1. Пуляева Дарья Константиновна11:33

    Спасибо, Людмила Алексеевна, за сценарий квеста. Обязательно воспользуемся данным материалом!

    ОтветитьУдалить
  2. Махина Ирина Сергеевна11:36

    Людмила Алексеевна, спасибо за интересную разработку! А можно ли адаптировать данный материал для других школьных предметов?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Сергеевна! данный материал можно взять за основу и конечно же переработать исходя из особенностей вашего предмета и ваших предпочтений! Спасибо за отзыв!

      Удалить
  3. Яковлева Валентина Ивановна11:39

    Уважаемая Людмила Алексеевна, спасибо Вам за хороший творческий материал! Надеюсь, что смогу некоторые элементы применить в своей работе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень приятно слышать положительные отзывы о своей работе! Спасибо Вам Валентина Ивановна!

      Удалить
  4. Людмила Алексеевна, спасибо за интересный сценарий квеста. Понравившиеся элементы могу использовать в воспитательной работе.

    ОтветитьУдалить
  5. Светлана Сергеевна Ульвачева13:25

    Людмила Алексеевна, спасибо за интересный сценарий квест-игры. Понравившиеся элементы могу использовать в воспитательной работе на классном часе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рада стараться! Спасибо за отзыв, Светлана Сергеевна!

      Удалить
  6. Людмила Алексеевна, спасибо за интересную разработку внеклассного мероприятия. Проведение таких квестов помогает сплочению детского коллектива, развивает мышление, реакцию, знакомит детей с историей родного края.Ждем новых интересных разработок!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ольга Семёновна, за тёплый отзыв!Будем работать!

      Удалить
  7. Людмила Алексеевна! Замечательный сценарий, обязательно воспользуюсь им для проведения классного часа со своими ребятами. Спасибо!

    ОтветитьУдалить