Модель внутришкольного контроля в связи с изменениями в системе оценивания и зачёт, как форма ВШК



Корикова Марина Александровна
Внутришкольный контроль в рамках реализации ФГОС в
МБОУ Бобровская СОШ №2
Современное  представление о внутришкольном контроле базируется на диагностическом подходе, то есть на таком подходе, при котором осуществляется выявление состояния системы или процесса в его целостном виде путём изучения частей, элементов, сторон и всей системы в целом.
Поскольку современная общеобразовательная школа – это сложное, высокоорганизованное учреждение, то для решения поставленных задач контроль должен быть:
1. Многоцелевой – то  есть  направленный на проверку различных вопросов.
2. Многосторонний – обеспечивающий  применение различных форм и методов контроля к одному и тому же объекту.
3. Многоступенчатый – контроль одного и того же объекта различными уровнями органов управления.
Сущность и назначение внутришкольного контроля состоит в следующем:
1. Оказание методической помощи педагогам в целях совершенствования и развития профессионального мастерства.
2. Взаимодействие администрации и педагогического коллектива, ориентированное на повышение эффективности педагогического процесса.
3. Система взаимоотношений, целей, принципов, мер, средств в их взаимосвязи.
4.Вид деятельности руководителей совместно с представителями общественных организаций по установлению соответствия функционирования и развития системы учебно – воспитательной работы на диагностической основе общегосударственным требованиям.
Модель структуры внутришкольным образовательным процессом в школе состоит из следующих новых элементов:
1. Заседания рабочей группы по реализации ФГОС (каждый последний понедельник месяца по плану, который разрабатывается на год).
2. Работа инновационных  лабораторий (замена тематическим неделям и проведение  мероприятий по межпредметным  технологиям. Работа инновационных  лабораторий по плану в течении месяца : образовательные события, методический день, погружение, видеоконференции, вебинары.).
3. Работа мониторинговой службы ( проводится ежемесячно).
4. Зачётные недели (организуются 2 раза в год –декабрь, май).
5. Ведение  электронного педагогического паспорта, для рейтинга  учителей  (заполнение электронных версий в виде двух папок: результативность учителя и учеников за каждую четверть, и педагогическое портфолио электронное  в виде дипломов учителя).
6. Курсовая переподготовка (по графику ВИРО).
7. Научно –практические конференции учеников (по плану методической работы школы).
8. Сотрудничество с высшими учебными заведениями (по плану методической работы школы).
9. Семинары и конференции учителей(по плану методической работы школы и плану ВИРО).
Вот таким небольшим опытом работы нашей школы я поделилась в своей статье и может кому-нибудь он пригодится.


Минаков Роман Николаевич,
Шабогина Виктория Вячеславовна

Зачёт, как форма внутришкольного контроля.

Зачет одна из форм проведения промежуточной аттестации обучающихся в 5-11 классах. Зачеты проводятся во время зачетной недели, которая представляет собой учебную неделю, в течение которой учителя – предметники осуществляют контроль знаний, полученных и усвоенных учениками в течение учебного полугодия, года.
Целью проведения зачетной недели являютсяуглубление и систематизация знаний обучающихся, создание условий, способствующих самореализации личностных возможностей учащихся и формированию их адекватной самооценки.
Задачи:
- повышение мотивации обучающихся к изучению школьных предметов через расширение форм проведения промежуточной аттестации;
- отработка коммуникативных, регулятивных, информационных умений и навыков обучающихся;
- подготовка обучающихся к Государственной итоговой аттестации (ГИА);
- повышение ответственности учителей за объективность выставления отметок за четверть.
Итоговая зачетная неделя проводится 2 раза в год: в конце I полугодия (последняя неделя декабря),  в конце  II полугодия (последняя неделя мая).
Точные сроки проведения зачетной недели определяются на заседании Педагогического совета школы и утверждаются директором. Приказ директора школы срок о сроках проведения зачетной недели может быть изменен, но не более чем на неделю.
В зачетную неделю текущие занятия  отменяются, с целью качественной подготовки к зачетам.
К сдаче зачета по предмету на зачетной неделе допускаются все обучающиеся не имеющие задолженностей. До зачетной недели за 7 дней организуется аттестационная неделя, в течение которой учащиеся должны получить допуск по всем предметам учебного плана, в том числе спецкурсам.
Консультации по предмету проводятся во время аттестационной недели.
Школьники, обучающиеся на дому, от сдачи зачетов освобождаются.
С целью предупреждения перегрузки учащихся к зачетной недели учителя выдают учащимся темы  зачетов,  сообщают учащимся о порядке и форме проведения зачета за две недели до проведения зачета.
В день может быть не более одного зачета.
Даты проведения зачетов заблаговременно выносятся в график проведения зачетов (который составляется заместителем директора по УВР). После утверждения, график доводится до сведения учащихся и их родителей (законных представителей).
Зачеты могут проводиться в разных формах: устно (собеседование по вопросам), тестирование, рефераты, диагностические контрольные работы с учетом специфики предмета и класса. Формы  проведения зачётов утверждаются на ШМО.
Зачет принимает учитель, преподающий предмет в данном классе.
От зачета могут быть освобождены по усмотрению учителя:
     учащиеся, успевающие на «отлично» в течение полугодия и не  имеющие пропусков уроков (по неуважительным причинам);
     учащиеся – победители школьного, муниципального, регионального, федерального этапов соответствующих предметных олимпиад;
     учащиеся, выполнившие учебно-исследовательскую работу в ходе подготовки к научно-практической конференции  по конкретному предмету;
     дети – инвалиды и дети, обучающиеся на дому.
Зачет проводится дифференцированно по балльной системе «5», «4», «3», «2», либо «зачет», «незачет». 
Учащиеся, освобожденные от зачетов (согласно п.3.12.), автоматически получают отметку «отлично» и могут оказывать помощь преподавателям.
Результат зачета влияет на  оценку за четверть и является приоритетной при учёте успеваемости.
Учащимся, не явившимся на зачет по неуважительной  причине, в зачетную ведомость вписывается неявка. Учащимся, не явившимся для сдачи зачета в установленные сроки по причине болезни, по согласованию с заместителем директора устанавливаются новые сроки сдачи зачета или их аттестуют по текущим отметкам.
Учащиеся, получившие отметку «2» или «не зачтено» приглашаются с родителями (законными представителями) на малый педагогический совет для решения вопроса об успеваемости, а также допуска (не допуска) к государственной (итоговой) аттестации (для обучающихся 9, 11 классов).
Обучающиеся, получившие отметку «2» на зачете, не могут иметь положительную отметку за полугодие, но могут быть допущены к повторной сдаче зачета.
Дополнительные сроки зачетов устанавливаются на основании приказа директора школы.
На зачетную неделю в I полугодии выносятся 4 предмета. На зачетную неделю во II полугодии выносятся: в 5-8 и 10 классах –  4 предмета; 9 и 11 классы  освобождаются от сдачи зачётов в связи с подготовкой к Государственной итоговой аттестации.
 В ситуациях, связанных со сложностью прохождения программного материала (погодные условия, карантин и т.п.), по решению администрации возможно сокращение количества зачетов.
 На зачет I полугодия выносятся вопросы, изученные в данном полугодии, на зачет во II полугодии – вопросы, изученные в течение года.
Содержание зачетов, критерии оценивания рассматриваются на заседаниях ШМО, утверждаются руководителем ШМО.
До сведения обучающихся и их родителей доводится информация о форме и основных вопросах зачета не позднее, чем за один месяц до даты проведения зачета, в виде раздаточного материала, а так же с использованием сайта школы.
По окончании зачетной недели классный руководитель собирает зачетные книжки у обучающихся и производит их хранение.
Заместитель директора подводит итоги сдачи зачетов, знакомит с ними педагогический коллектив, а классные руководители обсуждают результаты с учащимися  на классных собраниях и доводят до сведения родителей
Для обучающихся, заболевших в период зачета, составляется дополнительный график. В данный график включаются также обучающиеся, получившие на зачете неудовлетворительную оценку. Для организации повторной пересдачи зачета в бланке «Зачетная ведомость» учитель указывает дату, время и место пересдачи зачета и дату, время, место сдачи для заболевших в период зачета, учитывая свой график работы.
В случае если ученик проболел до окончания полугодия и по этой причине не смог пересдать зачет, то итоговая отметка ему выставляется условно, и он обязан ликвидировать данную задолженность в течение следующего месяца. Основанием для такого решения является справка медицинского учреждения. Учащимся, не подтвердившим усвоение образовательной программы во время повторной сдачи зачета, не может быть выставлена положительная отметка за четверть или год.

Зачетная книжка является внутри школьным документом и используется только во внутреннем учебно-воспитательном процессе. Является частью портфолио обучающегося.
Зачетная книжка выдается не позднее 1 месяца до начала зачетной недели.
Зачетная книжка состоит из следующих разделов:
- Форзац: в левом нижнем углу вклеивается фотография обучающегося, ставится печать школы, ниже подпись обучающегося.
- Титульный лист: Титульный лист книжки заполняется классным руководителем.
На титульном листе указывается полное наименование образовательной организации, номер выданной зачетной книжки, ФИО обучающегося. Внизу страницы ставится подпись директора школы, дата выдачи зачетной книжки.
Страницы разбиты на две части. На каждой из этих страниц (развороте зачетной книжки)  указывается полугодие, ФИО обучающегося. В списке внесен перечень учебных предметов, курсов, модулей, выносимых на зачет в полугодии. Наименование предметов, курсов, модулей полностью соответствует учебному плану.
Проекты. В данном разделе указываются наименования учебных, социальных исследовательских проектов
 Олимпиады. В данном разделе указываются наименования предметных олимпиад и результат участия.
Конкурсы. В данном разделе указываются наименования конкурсов и результат участия.
 Элективные курсы. Данный раздел заполняется у учащихся 10-11 классов. В нем элективные курсы, которые он посещал. 

В период, когда нет зачетов, зачетная книжка храниться у классного руководителя.
Записи в зачетной книжке производятся аккуратно, чернилами или пастой одного цвета (синего). Исправления в зачетной книжке заверяются словами «Исправленному верить» и подписью преподавателя.
Классный руководитель отслеживает регулярное, поэтапное заполнение зачетной книжки педагогами и учащимися.
Обучающийся обязан являться и предоставлять  зачетную книжку учителю организующему зачет по предмету указанному в расписании.
 Учитель, организующий зачет по предмету в соответствующем разделе записывает название предмета, по которому принимается зачет, дату сдачи зачета, отметку о сдаче зачета и подпись.
 Успеваемость обучающегося определяется следующими оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», «зачтено», не зачтено». В зачетную книжку заносятся только положительные оценки. Неудовлетворительная оценка («не зачтено», «неудовлетворительно») проставляется только в зачетную ведомость. Неявка на зачет  также отмечается в зачетной ведомости словами «не явился». Допускаются сокращения в зачетной книжке:
- 3 (удовл.);
- 4 (хор.);
- 5 (отл.);
- зачтено.
             Данные зачетной книжки используются классным руководителем и заместителем директора школы для отслеживания результатов урочной и внеурочной деятельности учащихся.

Уважаемые коллеги, для обсуждения данного материала, а так же для того, чтобы поделиться собственным опытом  воспользуйтесь комментариями.

41 комментарий:

  1. Зачет, как форма контроля знаний, безусловно оправдывает себя. Кроме того, это еще и воспитательные "кнопочки", поскольку дисциплинирует ребенка, приучает его к дальнейшей учебной деятельности в ВУЗе

    ОтветитьУдалить
  2. Зачетная неделя - хорошее начинание. Имея опыт проведения двух зачетов, всё больше в этом убеждаюсь. Учащиеся продумывают, какой предмет выбрать, готовятся к зачету, набирают опыт сдачи зачета.

    ОтветитьУдалить
  3. Зачетная неделя - хорошая помощь при подготовке учащихся к итоговой аттестации (ГИА и ЕГЭ).

    ОтветитьУдалить
  4. Зачетная неделя - интересный и полезный опыт, поскольку такая форма контроля является инновационной и позволяет детям более серьезно подходить к выбору экзаменов.

    ОтветитьУдалить
  5. Зачётная неделя позволяет учащимся ответственно отнестись к выбору предметов, нарастить свои достижения. Кроме того, они лучше осознают свои сильные и слабые стороны.

    ОтветитьУдалить
  6. Зачётная неделя - это хорошая подготовка учащихся к студенческой жизни. Сдача зачётов формирует у школьников самостоятельность, ответственность.

    ОтветитьУдалить
  7. Используем зачётную систему в школе второй год. Очень важно, что дети выбирают предметы самостоятельно и тем самым могут повысить уровень своих знаний. Так же зачётная система чётко организует и структурирует деятельность детей, заставляет слабых тянуться за сильными, повышает уровень качества знания по предмету.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила, есть ли у Вас опыт привлечения освобожденных от зачета детей к проведению зачета? Если есть, поделитесь, пожалуйста, Вы привлекаете их при подготовке к зачетной неделе или непосредственно во время зачета?

      Удалить
    2. Ирина Анатольевна, спасибо за вопрос! Да, детки получившие зачёт "автоматом" конечно же есть!! И это очень меня радует! Ведь они являются моими прямыми помощниками и наставниками при подготовке остальных ребят к зачёту.

      Удалить
  8. На зачете я использую интерактивный тест как форму контроля знаний учащихся, пример можно посмотреть по ссылке https://drive.google.com/open?id=0B-Nhz9XPNPvLdWJmdGtGRUpXUHM

    ОтветитьУдалить
  9. Образовательное событие привлекает нестандартной формой обучения.Учащиеся работают в группах,что способствует сплочению коллектива.

    ОтветитьУдалить
  10. Проекты, подготовленные к научно-практической конференции расширяют кругозор детей,развивают творческие способности, повышают интерес к предмету.

    ОтветитьУдалить
  11. Второй год используем зачетную тетрадь "Мои достижения", которая формирует самооценку у учащихся,доброжелательное отношение друг к другу.

    ОтветитьУдалить
  12. Образовательное событие погружает учащихся в получение знаний через новые формы обучения.Стимулирует и направляет на поиск новых нестандартных решений .Учитель подбирает задания индивидуально с учётом возможностей каждого.

    ОтветитьУдалить
  13. В начальной школе два раза в год проходит "Парад проектов", на котором учащиеся представляют свои работы. С лучшими исследовательскими проектами дети выступают на научно -практической конференции.Это повышает эффективность педагогического процесса.

    ОтветитьУдалить
  14. Работая над проектами, ребята учатся добывать материал по предложенной теме в разных источниках, что помогает им легко ориентироваться , находить и выделять нужное и использовать в дальнейшей жизни.

    ОтветитьУдалить
  15. В тетрадях "Мои достижения" мы оцениваем не только предметные результаты,но и метапредметные, что вызывает интерес у ребенка, расширяет кругозор.

    ОтветитьУдалить
  16. Как начинающий учитель начальных классов считаю,что рекомендации данной статьи помогают оценивать детей многопланово.

    ОтветитьУдалить
  17. Считаю статью полезной и буду применять ее в своей работе.

    ОтветитьУдалить
  18. Считаю,что зачет-эффективное средство оценивания учеников. Организация и его проведение методически верно построено. Очень грамотно продуманы и разработаны графы в зачетной книжке. Эта форма контроля дает возможность ученикам получить прочные знания по предметам.

    ОтветитьУдалить
  19. я считаю, что проведение зачетов в старших классах, это очень перспективное направление работы, актуальное в настоящее время. Ко всем ранее перечисленным достоинствам можно добавить ещё одно, чисто психологическое - проходя через систему зачетов, ребёнок взрослеет. Он стоит перед выбором, перед выбором сиюминутного отдыха и безделья, и перед перспективой получения хорошей оценки, аттестата, но для этого не откладывая надо начинать работать. Работать много, наверстывая упущенное, идя к заветной цели, но уже во взрослой жизни, создавая её, уже в школе.

    ОтветитьУдалить
  20. В теории и практике обучения, вопрос об использовании зачетной системы в оценке уровня усвоения знаний в школе становится все более актуальным, т.к. применение зачетной системы контроля, положительно сказывается на качестве знаний в данной предметной области. Разнообразие форм проверки знаний и их сочетания в системе зачетного урока повышает эффективность усвоения учащимися учебного материала, так как при этом не только проверяется уровень усвоения знаний, но и формируются многие навыки и умения, необходимые для дальнейшего обучения.

    ОтветитьУдалить
  21. Заинтересовала и понравилась модель внутришкольного контроля: работа инновационных лабораторий, зачётные недели, ведение электронного педагогического паспорта для рейтинга учителей. Всё это способствует оценки качества образования.

    ОтветитьУдалить
  22. Зачет является средством повышения ответственности учащихся за результаты своего труда, развития самостоятельности в овладении знаниями.

    ОтветитьУдалить
  23. Думаю, учащиеся будут искать пути освобождения от зачета, активно участвуя в проектной и исследовательской деятельности, в олимпиадах. Не сравнивали процент участия детей в мероприятиях до введения зачетной недели и после?

    ОтветитьУдалить
  24. Очень заинтересовала работа инновационных лабораторий. Любое образовательное событие даёт возможность детям проявить себя, способствует(что немаловажно) выработке положительной мотивации, развитию интереса к предмету.

    ОтветитьУдалить
  25. Овчинникова Полина22:55

    В своей деятельности практикую тематические зачеты. И, конечно, правильно, что в школе организованы итоговые зачеты, оценивающие знание программного материала за полугодие, год. Положительные моменты зачетной системы, на мой взгляд,в том, что она мотивирует учащихся на эффективное достижение положительных результатов обучения, нацеливает их на максимальное использование и развитие собственных способностей. В некоторых случаях дает возможность ученику объективной самооценки своих знаний.

    ОтветитьУдалить
  26. Кадменская Наталия Владиленовна, МБОУ СОШ№88 с УИОП, Воронеж21:06

    Решение о проведении зачетной недели принимается на заседании Педагогического совета школы и утверждаются директором.Но учитель вправе искать свои подходы в реализации подобной формы внутришкольного контроля.Я ввела зачетные книжки в старших выпускных классах задолго до того, как были введены зачетные недели, как появились электронные журналы. При этом,находятся они всегда у обучающихся, выставляются в зачетные книжки не только оценки полученные непосредственно на зачетных неделях, но и по результатам всех письменных работ.Однако, подобная зачетная книжка ни в коем случае не превращается в дубликат дневника, - в дневнике оценка "обезличена", привязана только к дате,причем, как в бумажном, так и в электронном.В то время как в зачетной книжке указана тема и вид выполненной работы.

    ОтветитьУдалить
  27. Носова Зоя Ивановна16:05

    Готовить обучающихся к зачетам по предметам, я считаю, необходимо начинать в начальных классах. По мере изучения учебного материала, например, по математике, я предлагаю обучающимся выполнить определенные задания по теме. Для проверки использую знаковую систему оценки (+,-). Результаты вношу в ведомость. Это мотивирует школьников на положительный результат обучения.

    ОтветитьУдалить
  28. Любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои мысли, своя деятельность, свои переживания. Ребенок иметь неограниченные возможности для самореализации.А это очень важно!

    ОтветитьУдалить
  29. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  30. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  31. Анонимный14:16

    Уважаемые коллеги! Представленный Вами опыт , безусловно, является актуальным и прагматичным. Это дисциплинирует учащихся и учителей, создает единое образовательное пространство ОО, единую систему требований к участникам образовательного процесса. Спасибо! Учителя МАОУ гимназии № 32 г. Калининграда

    ОтветитьУдалить
  32. Лягоскина Валентина Александровна15:54

    Учащийся стоит перед выбором, перед выбором сиюминутного отдыха и безделья, и перед перспективой получения хорошей оценки, аттестата, но для этого не откладывая надо начинать работать. Работать много, наверстывая упущенное, идя к заветной цели, но уже во взрослой жизни, создавая её, уже в школе.

    ОтветитьУдалить
  33. Дужнова Екатерина Ивановна16:04

    Разнообразие форм проверки знаний и их сочетания в системе зачетного урока повышает эффективность усвоения учащимися учебного материала, так как при этом не только проверяется уровень усвоения знаний, но и формируются многие навыки и умения, необходимые для дальнейшего обучения.

    ОтветитьУдалить
  34. Шабогина В.В,10:55

    Зачет - это обратная связь. Он даёт информацию о том, чему ученики обучились и как учатся в данный момент, а так же о том, в какой степени педагог реализовал поставленные учебные цели.

    ОтветитьУдалить
  35. Евстратова Лариса Федоровна12:35

    Зачётная неделя позволяет учащимся ответственно отнестись к выбору предметов, закрепить изученный материал, обобщить и сделать выводы. Увидеть свои сильные стороны, проработать слабые.

    ОтветитьУдалить
  36. Татьяна Юрьева12:45

    Зачеты в школе, оценивающие знание программного материала за полугодие, я думаю, имеют положительные моменты зачетной системы, которая мотивирует учащихся на эффективное достижение положительных результатов обучения, нацеливает их на максимальное использование и развитие собственных способностей.

    ОтветитьУдалить
  37. И. Ланская12:48

    Работа проделана большая. Но, на мой взгляд, детям уже и так хватает проверок знаний на всех уровнях. Лишние нервы детям, родителям, подготовка учителям.

    ОтветитьУдалить
  38. Такая форма контроля позволяет детям более серьезно подходить к выбору экзаменов, мотивирует учащихся на эффективное достижение положительных результатов обучения, нацеливает их на максимальное использование и развитие собственных способностей.

    ОтветитьУдалить
  39. Анонимный23:28

    Зачет-эффективное средство оценивания учеников, позволяющая подготовить учащихся школы к данной форме контроля в ссузе, вузе. Кроме этого, дисциплинирует обучающихся.

    ОтветитьУдалить