Организация проектной и исследовательской деятельности в рамках реализации ФГОС НОО в МБОУ Бобровская СОШ №2


Мачнева Людмила Альбертовна, учитель начальных классов,
учитель-методист.
Ким Ольга Семёновна, учитель начальных классов,
учитель-методист.

В современном школе приоритетной целью образования становится развитие личности, готовой к саморазвитию, самообразованию, к активному и правильному взаимодействию с социумом, с окружающим миром. Разумеется, эта цель требует использования новых педагогических технологий, которые позволили бы вовлечь учащихся в активный познавательный процесс. К таким технологиям можно отнести, в частности,  технологию проектирования.
Начиная с 2010 года в рамках реализации ФГОС в нашей школе активно разрабатывается, апробируется и внедряется проектная деятельность. За прошедшие годы наработан теоретический и практический материал, которым мы хотим поделиться с вами, уважаемые коллеги.
Технология проектирования – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой, лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Часто можно услышать мнение коллег, что проектная деятельность в начальных классах неэффективна, дети ещё слишком малы, чтобы создавать какие-либо серьезные проекты, что чаще всего за них это делают родители и учителя. Никто не спорит, работы младших школьников не такие объёмные и информационно насыщенные, как у старшеклассников, да и темы мы, порой рассматриваем очень "детские", но даже эти работы являются самостоятельными проектами. И начинать такую работу необходимо уже с первого класса.
Занятия проектной деятельностью начинаются в нашей школе в первом классе со II четверти. Примерно в это же время малыши на уроке математики впервые встречаются со словом "проект" и пробуют выполнить свой первый учебный проект " Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках". В течение недели дети ищут в книгах, раскрасках и т.п. необходимый материал и затем группируют его и оформляют книжки-малышки.
 У младших школьников наблюдается сильнейшая потребность в действии, желание что-то исследовать, создавать, экспериментировать. Вспоминается цитата, которую приписывают Конфуцию: "Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать - и я пойму". Мы должны научить ребёнка действовать, создавать, и тогда мы сможем развить творческую личность.
Работа над проектами может начинаться с беседы с учениками об их увлечениях, играх, о хобби родителей. Обычно дети с интересом рассказывают о коллекциях марок, о моделях машинок, о посещении шахматного кружка и т.д. И уже на этом этапе мы можем предложить ребёнку интересную тему для следующей беседы: " О чём ты ещё хочешь рассказать? Может быть, о домашнем питомце или о том, как вы с мамой разводите цветы?" Возможны разные варианты, главное, чтобы тема была интересна и доступна для ребёнка. Иногда тема "вытекает" из вопроса, заданного детьми на уроке математики, окружающего мира. Бывает, что тему предлагают родители. Важно помнить, что тема должна быть оригинальной, необычной. А что такое оригинальность? Это способность нестандартно смотреть на привычные вещи и явления!
Организация проектной деятельности в начальных классах специфична и требует соблюдения некоторых условий.
1.                «Исходи из ребёнка» - проекты должны быть посильны ребёнку. Чем меньше ребёнок – тем проще проект.
2.                Максимально возможное дидактическое, информационное и материальное обеспечение проектной деятельности прямо в школе.
3.                Краткосрочность проекта.
Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом. Правильно организованная подготовка проекта должна превратиться в интересную игру.
Для направления деятельности учеников необходимо разработать памятку. Она может быть примерно такой:
1.                Выбери тему исследования.
2.                Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы. 
3.                Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы. 
4.                Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы. 
5.                Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы. 
6.                Сделай выводы. 
7.                Оформи результаты своей работы. 
8.                Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.
Этапы работы над проектом можно представить в виде формулы "Пять П":
1.                Проблема.
2.                Проектирование (планирование).
3.                Поиск информации.
4.                Продукт.
5.                Презентация.
Длительность выполнения учебного проекта или исследования в 1-2 классе целесообразно ограничить 1-2 неделями. Поскольку юные исследователи и экспериментаторы ещё слишком малы, важно удержать интерес к проекту. Для этого они не должны быть долгосрочными.

Результаты выполненных проектов должны быть не абстрактными, а конкретными, видимыми, "материально - ощутимыми". Необходимо, чтобы этот "продукт"  можно было увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности. Это может быть листовка, диафильм, газета, журнал, книжка - малышка или "раскладушка", макет, модель, наглядные пособия, плакат, публикация, справочник, словарь, панно, поделка, мини - спектакль, представление, план, реферат, серия иллюстраций, стенгазета, буклет, сценарий праздника, экскурсия, ролевая, деловая, спортивная, интеллектуально - творческая игра и т. п.

Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита проекта), где учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Целью проведения презентации является выработка или развитие умений демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения, анализировать ход поиска решения, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта, самоанализ успешности и результативности решения проблемы.

После защиты проекта можно изделие подарить, оформить выставку проектных работ.  Важно, чтобы дети ощутили потребность в изготовленных изделиях. Оценка проектов должна быть стимулирующей, направленной на формирование желания продолжать заниматься исследовательской и экспериментаторской деятельностью.

В 3—4-х классах проектная деятельность уже более обдуманная и целенаправленная, поэтому необходимо учитывать определенные этапы работы над проектами.

1-й этап. Погружение в проект
Выбор и формулирование проблем, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися; выдвижение гипотезы, требующей доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта. Для третьеклассников или четвероклассников термин «гипотеза» должен быть уже понятен: «Если мы сделаем "это", то получится "то", «Если "это" заменить на "то", то получится новое, а именно...» и т. д.
2-й этап. Организационный
На данном этапе выбираются и организуются группы (или отдельные учащиеся) участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы (учащегося), указываются способы поиска источников информации по каждому направлению. Данный этап в некоторых случаях может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта. Каждая группа (ученик) выступает перед классом  с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить, и о возможных путях решения данных задач.
3-й этап. Осуществление деятельности
Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т. д.
4-й этап. Обработка и оформление результатов
На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Возможным продуктом могут стать: творческие работы на уровне рефератов, фото- или иллюстрированные альбомы, макеты или готовые изделия, презентация со слайдами, короткометражные кинофильмы и прочее.
5-й этап. Защита проекта (презентация)
Ребята представляют свои творческие проекты (готовый продукт), демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, её актуальность и новизну, практическую и теоретическую значимость, доказательность или опровержение гипотезы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. При этом учитывается роль или доля участия в проекте каждого ученика.
6-й этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия)
Этот этап может быть как самостоятельным, так и совмещенным с 5-м этапом. Оформленные результаты представляются определенной аудитории (классному коллективу, учителям или родителям, старшим школьникам или представителям общественности)  в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную  конференцию и т. д. Участники обсуждают и анализируют полученную  информацию (готовый продукт),  делятся мнениями, задают докладчику (докладчикам) вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения полученных результатов на практике, проводится самоанализ работы.
Опираясь на полученные в ходе проекта знания детей, их наблюдения, впечатления; ориентируясь на личный опыт ребенка, мы стараемся создать атмосферу сотворчества. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему. Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает возможность младшему школьнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности.
На  внеурочном занятии «Проектная деятельность»  ребята представляют свои проекты, а одноклассники оценивают их по критериям, которые совместно и вырабатывают.
Критерий оценивания выступления:
1.Выступающий рассказывает, а не читает.
1.Выступление соответствует теме.
2.Интересный рассказ.
3.Соблюдает регламент.
4.Хорошо слышно выступающего.
Дети  прислушиваются к мнению товарищей. Ученик видит, где он еще не достиг нужного результата и корректирует свою деятельность.
В нашей школе  хорошей традицией стало проведение Парада  проектов. В конце первого полугодия в каждом классе  все ученики  выступают со своими проектами, членами жюри являются сами родители.
Лучшие работы рекомендуются для участия в ежегодной школьной научно - практической конференции «Интеллектуал».  Она проводится как праздник  юных исследователей. На нее приглашаются дети, которые желают заниматься исследовательской деятельностью, педагоги школы, родители, в члены  жюри приглашаются компетентные люди, преподаватели различных вузов города Воронежа. Юные исследователи  учатся последовательно и логично излагать свои мысли, сталкиваться с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения, не останавливаться перед трудностями.
Выступление ребенка на школьной конференции   – не венец его исследовательской деятельности. Работа учителя с данным ребенком не заканчивается, а продолжается более глубоко и осознанно, и как показывает практика, при большей доли самостоятельности детей. Уже начиная с начальной школы, наши ученики становятся участниками, призерами и победителями различных конкурсов, конференций муниципального, регионального и федерального уровней.
Как показала практика, метод проектов очень актуален и эффективен. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки детей, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже, ученики более раскрепощены, верят в себя и свои способности, учатся свободно и критично мыслить. 

Уважаемые коллеги! В данной статье мы поделились  опытом организации   и проведения   проектной и исследовательской деятельности в нашей школе. Приглашаем вас к обсуждению.  Поделитесь своим опытом: как происходит организация представления проектов и исследовательских  работ в ваших ОО,  какими критериями вы руководствуетесь при оценивании работ; используете ли листы оценивания и др.

Уважаемые коллеги, для обсуждения данного материала, а также для того, чтобы поделиться собственным опытом,  воспользуйтесь комментариями.

40 комментариев:

  1. Носова З.И.15:58

    Материал статьи актуален в свете реализации ФГОС.В статье показана эффективность применения в педагогической деятельности проектной технологии. Проектная деятельность обучающихся начальных классов необходима и возможна. Метод проектов наряду с другими активными формами деятельности может эффективно применяться в начальных классах.Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов у обучающихся. Главным критерием оценки является достижение цели проекта. Если цели проекта достигнуты, можно рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии методологической компетентности учащихся и личностных качеств, которые особенно востребованы в новых социально-экономических условиях, инициативы и самостоятельности в решении проблем.

    ОтветитьУдалить
  2. Гребенникова Л.В.20:37

    Согласна с Вами, уважаемые коллеги, что проектно-исследовательская деятельность возможна в начальной школе, нужна и интересна младшим школьникам. Мне особенно близко естественно-научное направление, поэтому занимаюсь с ребятами исследованиями во внеурочной деятельности. Мною создана программа «Юннаты» для обучающихся начальных классов. Главная цель программы - начать формирование знаний о методах научного познания природы, умений, связанных с выполнением учебного исследования; развивать у учащихся устойчивый интерес к биологии как науке; формировать бережное отношение к живому миру. В программе «Юннаты» выделяется несколько модулей:
    Первый – «Азбука юнната»: знакомство с основными особенностями мира растений. Растения более доступны для детей как объект познания и наблюдений.
    Второй – «Маленькие открытия»: проведение самостоятельных исследований под руководством учителя.
    Третий модуль - «Лаборатория «Лабдиск»: знакомство с возможностями естественнонаучной лаборатории и выполнение исследований с ее применением.
    Четвертый модуль - «Наблюдаем и экспериментируем»: практические занятия и экскурсии, на которых учащиеся используют свои знания, умения и навыки в практической жизни.
    Результаты исследовательской деятельности обучающихся гимназии мы представляем на ежегодной Научной конференции школьников в рамках Недели науки. Секция младших классов называется «Старт». Выступления ребят, действительно, можно считать стартом к дальнейшей успешной учебно-исследовательской работе.

    ОтветитьУдалить
  3. Бородулина О.В.15:28

    Младшие школьники -это потенциальные будущие «исследователи и научные работники». Пока они ещё учатся в начальной школе, но их исследования не менее важны, по крайней мере, для них самих. Своих учеников и их родителей знакомлю с технологией проектной деятельности, показываю образцы проектов, создаю памятку для родителей по оказанию помощи детям в работе над проектом. Я не навязываю детям темы. Сначала мы выполняем коллективные творческие проекты: «Живая азбука», « Моя малая родина», а во 2 классе пробуем делать индивидуальные: «Мусорный вопрос», «Как сохранить зрение». В 3-4классе дети выполняем проекты по заданной теме к урокам русского языка («Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке», «Пишем письмо», «И в шутку и в серьёз»). Каждый ученик изучает то, что для него интересно и значимо. Конечно, работы детей в этом возрасте похожи на реферат, где они описывают то, что прочитали в книгах, журналах, Интернете, хотя я стараюсь научить их наблюдать, проводить исследования. Но все равно они - исследователи, первооткрыватели! Использую разные виды проектов:
    Информационный (поисковый) направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; на ознакомление с ней участников проекта, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории; Исследовательский проект в начальной школе включает в себя элементы исследования. При его выполнении соблюдаются определенные правила и основные этапы исследовательской деятельности.
    Кроме того, в начальной школе возможны и такие виды проектов, как:
    прикладной проект, продуктом которого может быть поделка, конструкция, модель, гербарий, коллекция, в том числе информационная продукция (открытка, стенная газета, коллаж, памятка, инструкция, буклет, слайд-шоу и т.д.);
    организационный, продуктом которого является проведение мероприятия (викторины, конкурса, демонстрации моделей одежды, спектакли, игры, тренинги);
    социальный проект, завершающийся привлечением внимания к решению важных социальных проблем (помощь животным в приютах, экологические акции, акции в детских домах, больницах, центрах социального обеспечения);
    творческий проект, продуктом которого является игра, праздник, музыкальное произведение, сценарий и т.д.

    ОтветитьУдалить
  4. Уважаемые коллеги!Большое спасибо за то, что включились в обсуждение данного материала. Нам очень интересно знать, как организуется работа в данном направлении в других образовательных организациях.Спасибо за то, что делитесь своим опытом. Большая просьба ко всем, кто принимает участие в обсуждении: пишите, из каких вы образовательных организаций. Для нас это очень важно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анонимный20:27

      Статья интересна и содержательна. Организовать проектную деятельность младших школьников сложно, но возможно.Думаю, такой вид работы необходим для развития социальных компетенций учащихся и укрепления самоуправления в классе, как основы социальной активности.

      Удалить
  5. Лукьянова Е.Н.12:59

    Считаю данный материал очень полезным для современного педагога, так как проектная деятельность в школе является очень значимой. В нашей школе ведётся внеурочная деятельность "Юный исследователь", которая создаёт основу для развития проектных умений и навыков у младших школьников.

    ОтветитьУдалить
  6. Марина Плотникова13:10

    Уважаемые коллеги!Большое спасибо за Ваш опыт, он для нас бесценен. Я тоже хочу заметить, что работая по проектной деятельностью это огромный потенциал для ребят и учителя в плане научной исследовательской деятельности.Ребята со своими проектами добиваются больших побед на региональном, всероссийском уровне.Будем продолжать работать в этом направлении, открывая новые "звёздочки" среди ребят.

    ОтветитьУдалить
  7. Плетнёва Светлана13:25

    Проектная деятельность помогает лучше усваивать материал, так как дети сами добывают информацию. Учатся её оформлять и выступать. Спасибо Вам за опыт.

    ОтветитьУдалить
  8. Тупикина Т.В.14:12

    Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей. Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах.

    ОтветитьУдалить
  9. Негадова О.П.19:35

    Спасибо коллегам за возможность обменяться опытом виртуально. Конечно же, проектная деятельность формирует у обучающихся умение осуществлять самостоятельную деятельность. В своей работе я использую методическое пособие О.В.Оленик, Л.П.Кабанюк «Проектная деятельность» (2-4 классы). Пособие представляет собой оригинальный авторский курс «Путь к грамотности». Ребята осваивают разные способы поиска материала и решения проблем, учатся проводить исследования, делать выводы. С уважением, О.П.Негадова, учитель начальных классов МБОУ БГО «Борисоглебская гимназия №1»

    ОтветитьУдалить
  10. Проектная деятельность помогает ребенку раскрыть свои возможности. Она учит подбирать и систематизировать материал, учит излагать свои мысли. Это не всем детям дается легко в начальной школе. Поэтому нельзя недооценивать роль данного направления. Спасибо за информацию!

    ОтветитьУдалить
  11. Уважаемые коллеги! Спасибо за ваши отклики, для нас очень важно знать ваше мнение по данному вопросу. Надеемся, что публикуемый материал будет полезен вам в осуществлении проектно-исследовательской работы в начальной школе.Успехов!

    ОтветитьУдалить
  12. Белоус Н.П.20:34

    Статья интересна и содержательна. Организовать проектную деятельность младших школьников сложно, но возможно.Думаю, такой вид работы необходим для развития социальных компетенций учащихся и укрепления самоуправления в классе, как основы социальной активности.

    ОтветитьУдалить
  13. Очень полезная и информативная статья.На мой взгляд младшие школьники с особым энтузиазмом принимают участие в проектной деятельности,и если работать в правильном направлении,то можно получить довольно хорошие результаты.

    ОтветитьУдалить
  14. Лукьянова Надежда Николаевна19:52

    Метод проектов как один из способов организации учебно-познавательной деятельности используется мной и представляет интерес для придания креативного характера процессу изучения, развития у младших школьников ключевых компетентностей: интеллектуальной, коммуникатив-ной, исследовательской и пр.
    Данный метод влияет на развитие творческих интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, развитие критического мышления, учит ориентироваться в информационном пространстве. В ре-зультате выполнения проекта повышается мотивация учащихся, развиваются способности к активной практической деятельности, создаются условия для отношений сотрудничества с различными категориями людей, совместной творческой деятельности. Как показывает практика, знания, приобретенные и контролируемые самостоятельно или в диалоге с одноклассниками, приобре-тают особую ценность и значимость. Совместные размышления, поиск исти-ны требует работы с дополнительными источниками информации; развивают умения анализа, синтеза, обобщения.
    В ходе осуществления исследований дети учатся:
    1. ставить исследовательские вопросы;
    2. формулировать проблемы;
    3. выдвигать гипотезы;
    4. составлять план работы;
    5. вести наблюдения;
    6. планировать и проводить опыты для нахождения необходимой инфор-мации и проверки гипотез;
    7. выделять существенную информацию из разных источников.
    8. Систематизировать информацию.
    9. Представлять результаты работы в различных формах (схемы, рисун-ки, сообщения, презентации и т.д.)
    На кружке «Эрудит» мы не только решаем готовые задачи, находя разные пути решения, но и составляем свои задачи, кроссворды, загадки. Де-тям очень нравятся занятия в форме игры: «Слабое звено» (дети сами реша-ют, смогут ли они участвовать в игре дальше, достаточно ли у них знаний для решения проблемы), «Умники и умницы» (учащиеся выбирают дорожку, оценив свои возможности), «Сто к одному», «Что? Где? Когда?». Особенно ребятам интересно самим показывать фокусы, опыты. Ведь в рамках урока невозможно все успеть, выслушать мнение каждого. В рамках внеурочной деятельности дети раскрываются с другой стороны. Нет страха ошибиться, и тем самым снизить оценку за ответ. Отрабатываются навыки делового со-трудничества, где дети сами объединяются в группы и выбирают интересу-ющую тему для исследования или изучения.
    Мои ученики по завершению обучения в начальной школе могут само-стоятельно, без помощи взрослых, подготовить и провести классный час с применением самостоятельно подготовленной презентацией, участвуют в конференциях, дискуссиях, готовят и проводят конкурсы и викторины. Все-му этому я обучаю своих учеников с первого класса на своих кружках. Она постепенно учатся задавать вопросы, строить план и искать пути решения проблемы, обсуждать и отбирать необходимый материал. В течение учебно-го года каждый готовит свой проект. Это разные по своему характеру рабо-ты: творческие (сочинения, рассказы, поделки, рисунки), исследовательские, социальные (озеленение и благоустройство школьной территории, помощь пожилым людям, выступление с концертами в центре реабилитации) над ко-торыми продолжают работать и после окончания начальной школы.
    Мои ученики успешно обучаются на средней и старшей ступени. Навы-ки, полученные в начальной школе, помогают им развиваться дальше и ак-тивно участвовать в жизни школы, вуза.

    ОтветитьУдалить
  15. Щербакова Ю.В.20:13

    «Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы.
    Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь - это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Раньше я считала, что учащиеся начальной школы ещё не готовы заниматься творческой проектно-исследовательской деятельностью, что у них нет достаточных знаний и навыков для этого. Возможно, такое мнение сложилось из-за того, что с младшими школьниками, как мне казалось, заниматься проектной деятельностью достаточно сложно физически, пока не попробовала сама. Это оказалось настолько увлекательно! Я поняла, что для учащихся начальных классов начинать заниматься этим видом интеллектуального творчества самое время. У них не угас ещё интерес к познанию, они увлекаются новыми идеями, отзывчивы, имеют достаточно свободного времени. Младшие школьники это потенциальные будущие «исследователи и научные работники».

    ОтветитьУдалить
  16. Татиевская Татьяна Григорьевна20:27

    Проект необходим детям и родительской общественности, так как реализация проекта на всех ступенях образования станет реальным опытом исследовательской и проектной деятельности детей в рамках образовательного процесса, связанного с необходимостью становления каждого ребенка как самостоятельной личности, готовой к решению своих собственных задач и, в конечном итоге, к профессиональному самоопределению.

    ОтветитьУдалить
  17. Стопкина Наталия09:36

    Проектно - исследовательская деятельность нужна, так как она развивает самостоятельность, учит детей учиться, формирует коммукативные и личностные компетенции. А это главная задача ФГОС. Заниматься проектом интересно. Дети хотят исследовать и узнавать. Стопкина Наталия МБОУ Хреновская СОШ № 1

    ОтветитьУдалить
  18. Стопкина Наталия09:38

    Проектно - исследовательская деятельность нужна, так как она развивает самостоятельность, учит детей учиться, формирует коммукативные и личностные компетенции. А это главная задача ФГОС. Заниматься проектом интересно. Дети хотят исследовать и узнавать. Стопкина Наталия МБОУ Хреновская СОШ № 1

    ОтветитьУдалить
  19. Анонимный18:16

    Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Детям на первой ступени обучения близко исследование и развивать его надо с 1 класса. Эта работа позволяет ребенку делать для себя открытия, учиться ставить цели и добиваться достижения этих целей. Ваш материал очень важен. Спасибо! Чернецова Н.И. МБОУ Хреновская СОШ № 1

    ОтветитьУдалить
  20. Анонимный18:57

    Очень полезная и содержательная статья.На мой взгляд проектная деятельность расширяет кругозор, обогащает словарный запас ребенка. Она учит правилам публичного выступления перед незнакомой аудиторией. Ребята осваивают способы поиска материала и решения проблем, учатся проводить опыты и делать выводы. Дерюжкина Е.Н. МБОУ Хреновская СОШ № 1

    ОтветитьУдалить
  21. Анонимный10:04

    Материал очень полезный, так как проектная деятельность в школе наиболее актуальна в современном образовании. Дети учатся мыслить, добывать знания, рассуждать, систематизировать информацию и создавать конечный продукт исследования. Спасибо! Гуреева А. А. МБОУ "Эртильская СОШ с УИОП"

    ОтветитьУдалить
  22. Веприкова Екатерина14:45

    Современное общество нуждается в креативных, нестандартно мыслящих людях, которые могут найти новые подходы и необычные решения в сложной ситуации. Проектно - исследовательская деятельность очень хорошо развивает мышление,расширяет кругозор ребенка, позволяет ему взглянуть на проблему по-новому. Проектно-исследовательская нужна в начальной, просто темы проектов должны соответствовать возрастным особенностям ребенка, должны быть ему понятны и интересны!
    МБОУ Бобровская СОШ №1

    ОтветитьУдалить
  23. Большое спасибо за Ваш опыт! Метод проектов действительно очень актуален в настоящее время. Заниматься проектом интересно и познавательно.

    ОтветитьУдалить

  24. Знание только тогда знание,когда оно приобретено
    усилиями своей мысли,а не памятью.
    Проектная деятельность учащихся становится всё более актуальной в современной педагогике. Статья очень полезная и содержательная. Она позволяет взглянуть на процесс обучения под другим углом. Особенно это пригодится учителям творческим. Большое спасибо коллегам, творческих им успехов.
    МБОУ Бобровская СОШ №2.

    ОтветитьУдалить
  25. Анонимный15:25

    Статья интересна и содержательна. Проектно -исследовательская деятельность нужна. Она учит находить способы поиска материала,решение проблемы,выступать перед аудиторией,делать выводы. Очень своевременно . Спасибо! Петченко Т.К. МБОУ "Эртильская СОШ с УИОП"

    ОтветитьУдалить
  26. Лысенко О.В., Кондаурова В.Н.12:09

    Уважаемые коллеги! С интересом прочитали ваши материалы. Затронутая вами тема актуальна. Наша школа тоже работает по этому направлению. На методическом объединении учителей начальных классов нами были разработаны критерии оценивания проектно-исследовательских работ.
    Что оценивается?
    1.Работа над проектом.
    Критерии: доля самостоятельности ребёнка при работе над проектом; результат и вывод по проектной работе; научность; коммуникативность; соответствие содержания и представленного материала теме.
    2. "Продукт" проектной деятельности.
    Критерии: полнота реализации замысла; лаконичность; новизна и степень творчества; наличие исследовательских тенденций; социальная значимость; проблемность, потребность дальнейшего развития проектного опыта.
    3. Оформление.
    Критерии: правильность и грамотность; логичность и последовательность изложения; качество оформления; наглядность.
    4. Презентация.
    Критерии: качество выступления; объём и глубина знаний по теме; полнота раскрытия; ответы на вопросы жюри.
    Ежегодно в школе проходит фестиваль проектных работ. На первом уровне образования фестиваль не является конкурсом. Каждая представленная работа оценивается в рамках выделенных номинаций фестиваля: "Лучшая краеведческая работа", "Творческая находка", "Лучшая исследовательская работа", "Лучший проект по предмету", "Экологический проект-сюрприз" и др.
    Желаем всем новых достижений.
    МБОУ "Эртильская СОШ с УИОП"

    ОтветитьУдалить
  27. Васильева Е.Н.17:12

    Уважаемые коллеги! Спасибо за данную статью. Материал полезен для организации проектной деятельности.
    Хочется отметить, что проектной деятельности отводится огромная роль в нравственном становлении личности. Через проекты и исследования, дети погружаются в мир открытий, учатся размышлять, прогнозировать, анализировать. У них формируется культура общения, развиваются коммуникативные умения. Ребята учатся формулировать и высказывать свое мнение, учатся отстаивать его, а также признавать свою неправоту. Работая над темами, дети объединяются в группы по интересам, что ведет к умению работать и жить в коллективе. Таким образом, происходит нравственное воспитание детей как на материалах проектов, так и в процессе их совместной деятельности.
    Васильева Е. Н. МБОУ Бобровская СОШ №1

    ОтветитьУдалить
  28. Бондарева Г. И.09:49

    Метод учебного проекта не нуждается в рекламе. Он активно используется педагогами, позволяя им решать ряд важных профессиональных задач – это и повышение интереса к предмету, и развитие учебной мотивации, и углубление знаний по заданной теме. Умения и навыки исследовательского поиска необходимы каждому человеку. Ни для кого не секрет, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
    С помощью проектов можно обучить: выявлять и формировать проблемы, проводить анализ проблем, находить пути решения, работать с информацией, находить необходимый источник.
    Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности таких учащихся, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.
    В нашей школе каждый год проходят научно-практические конференции, где учащиеся выступают со своими индивидуальными проектами. Есть, конечно, проекты информационные, но есть и достаточно интересные исследовательские проекты. Но любой проект, а главное работа над ним приносит радость познания, увлеченность данной темой, узнавания нового и сотрудничества с товарищами. В проекте ребёнок придумывает новый способ решения реальной проблемы.

    ОтветитьУдалить
  29. Анонимный22:51

    В условиях правильной организации проектной деятельности дети овладевают трудолюбием, ответственностью, самостоятельностью. Работа над проектом повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Дети учатся взаимодействовать в парах и группах, общаться между собой, договариваться, распределять роли, задания, так как все это необходимо для достижения результата. Проектная деятельность способствует развитию индивидуальности обучающихся и их творческой деятельности. Спасибо! Харьковская Т.Г. МБОУ Хреновская СОШ №1

    ОтветитьУдалить
  30. Сенцова Л. В.МБОУ Хреновская СОШ №120:58

    Спасибо за ваш труд. Считаю метод проектов одним из наиболее эффективных. Использую в своей работе. Можно выделить следующие положительные моменты. Метод проекта в начальной школе позволяет наиболее широко охватить все виды деятельности учащихся, так как включает в себя познавательную, игровую и творческую деятельность. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, от-ветственность за совместную работу, желание помочь другим, умение работать в команде и доводить до конца начатое дело. Работа над проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания. Положительная эмоциональная окраска совместной деятельности детей и родителей способствует созданию условий для успешности учебного процесса, повышает мотивацию учения, учит осознанно, целенаправленно учиться, открывать тайны природы, познавать и исследовать окружающую действительность, способствует взаимопониманию и сотрудничеству детей и родителей в семье

    ОтветитьУдалить
  31. Коллектив учителей начальной школы МБОУ Коршевская СОШ21:30

    Большое спасибо коллективу учителей начальной школы МБОУ Бобровская СОШ №2. Вы проводите в этом направлении не только теоретическую, но и большую практическую работу. Результаты этой работы мы видели на семинарах, вебинарах, которые вы проводите. Хотелось добавить, что проектно-исследовательская работа в начальной школе невозможна без привлечения родителей к участию в школьных делах. Эта работа даёт возможность сблизиться им со своими детьми. Для многих родителей она становится интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования, наблюдения, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования исследований, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

    ОтветитьУдалить
  32. Павлова Ю.С. МБОУ Хреновская СОШ №107:18

    Метод проектов в нашем ОУ не является принципиально новым. Уже достаточно давно мы работаем над воспитательными, социальными и учебными проектами.
    При организации работы над проектом важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка.
    Проектная деятельность учит детей взаимодействовать друг с другом, учит работать с информацией, а также учит учиться, чего и требует ФГОС.
    Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном для самостоятельного поиска направлении.

    ОтветитьУдалить
  33. Уважаемые коллеги! Благодарим вас за активное участие в обсуждении данного материала.Для получения сертификата участника отправьте свои данные (ФИО, из какой вы ОО, должность)
    на E-mail:marina.corikowa@yandex.ru

    ОтветитьУдалить
  34. Материал очень полезен и актуален! Я тоже с ребятами занимаюсь проектной деятельность! И очень важно, что вы в начальной школе закладываете основы проектирования. Это очень помогает нам, учителям средней и старшей школы!

    ОтветитьУдалить
  35. Присутствовала на открытых уроках и образовательных событиях в начальной школе. Все очень понравилось: дети увлеченно работали, учителя заряжали своей энергией не только учащихся, но и всех присутствующих. Подсмотрела для себя некоторые интересные моменты, которые можно применять не только в начальной школе, но и в моей работе.

    ОтветитьУдалить
  36. Ирина Анатольевна11:16

    Очень интересный , полезный материал. Видно, что проводится большая работа в данном направлении. Молодцы!

    ОтветитьУдалить
  37. Анонимный11:34

    Мне понравилось...

    ОтветитьУдалить
  38. Эффективность проектной деятельности заключается еще и в том, что она дает возможность младшему школьнику продолжать работать в этом направлении на средней и старшей ступенях обучения. Спасибо за статью.

    ОтветитьУдалить